Уважаемые Альбина Егоровна, депутаты!
В соответствии со статьей 13 Закона о Контрольно-счетной палате Чувашской Республики представляю вам отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты за 2019 год.
Реализуя предоставленные статьей 8 основного закона полномочия, Контрольно-счетная палата в 2019 году продолжила контроль за соблюдением принципов законности, эффективности и результативности использования бюджетных ресурсов на всех уровнях и этапах бюджетного процесса.
В течение отчетного года принимались меры, направленные на повышение эффективности деятельности, дальнейшего развития подходов к проведению аудитов и оценки достижения отдельных показателей и индикаторов государственных программ; совмещение экспертно-аналитических и контрольных мероприятий с более комплексным охватом объектов контроля и анализа.
Проводимая работа ориентирована на предупреждение и предотвращение финансовых нарушений. Исходя из Стратегии Счетной палаты Российской Федерации, Контрольно-счетная палата совместно с органами исполнительной власти продолжила выработку мер и механизмов по повышению прозрачности и результативности использования бюджетных средств по отдельным направлениям.
Подробный отчет имеется у каждого депутата, поэтому остановлюсь на основных итогах. В прошлом году нами проведено 123 мероприятия, из них 57 контрольных, в том числе – 5 по поручению депутатского корпуса.
Объем охваченных контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями средств составил 55 434,7 млн. рублей, или с ростом к 2018 году на 13,3%, при снижении количества мероприятий на 5,3%. Комплексно проанализировано и исследовано 175 объектов контроля (аудита). Структура и динамика сведений о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях за 2016 -2019 годы приведены на слайде.
На основании обращений Госсовета Чувашии подготовлено 25 заключений на законопроекты, касающиеся доходной части бюджета или его расходов. Это достаточно кропотливая работа, зачастую проводимая нами в сжатые сроки, поэтому работаем в тесном взаимодействии с депутатским корпусом, аппаратом Государственного Совета Чувашской Республики и исполнительными органами власти.
На слайде представлены сведения в разрезе направлений выделения бюджетных ассигнований, охваченных в ходе выездных проверок (с выходом на объект) использования бюджетных средств. Удельный вес проверенных, проанализированных ресурсов по разделу «Национальная экономика» (экономика, промышленность, сельское хозяйство, дорожное хозяйство, строительство) составил более 58%, по социальной сфере (образование, культура, спорт, социальная политика, здравоохранение, в том числе ТФОМС) – 34 %. Изменен подход к проверке межбюджетных трансфертов, направленных муниципальным образованиям. Комплексно проверен только один муниципалитет (г.Алатырь) по проблемным вопросам (наличие кредиторской и дебиторской задолженности). В то же время, тематическими проверками охвачено 18 муниципальных образований по 5 мероприятиям, что позволяет выявить как системные проблемы, так и «точечные».
В течение года Контрольно-счетная палата проверила такие актуальные направления использования бюджетных средств и затрагивающее интересы граждан, как:
1) выплата заработной платы педагогическим работникам муниципальных дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования, и оценка достижения средних значений показателей системы образования. О результатах мероприятия подробно доложено на комитете.
2) проверены:
- средства, выделенные на укрепление материально-технической базы государственных учреждений культуры и образования, муниципальных образовательных организаций, на приобретение автотранспортных средств (пожарной охраны, пассажирских автобусов и т.д.);
- использование целевых субсидий бюджетными и автономными учреждениям здравоохранения на проведение капитального ремонта;
- использование средств Дорожного фонда Чувашской Республики, в том числе предусмотренных на содержание и ремонт автомобильных дорог;
3) проведено комплексное мероприятие использования средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на финансовое обеспечение подпрограммы «Организация обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации» в части лекарственного обеспечения и приобретения медицинского оборудования.
Среди новаций 2019 года - мониторинг реализации региональной составляющей нацпроектов, подходы которого основаны на проведенных Счетной палатой Российской Федерации для контрольно-счетных органов стратегических сессиях. Результаты доводились до органов исполнительной власти для принятия управленческих решений.
Контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями выявлено финансовых нарушений при использовании средств на сумму 909 млн.руб. из них :
- бюджетов всех уровней 722,1 млн.рублей;
- ТФОМС Чувашии –24,9 млн. рублей;
- иных средств (государственных предприятий) – 162,0 млн. рублей.
Необходимо отметить, что 37,2% финансовых нарушений приходится на сферу государственных (муниципальных) закупок; 31,2% - ведение бухгалтерского учета, составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Выявлены отдельные факты (0,6%) нецелевого использования средств;
Кроме того, продолжают иметь место факты неэффективного использования денежных средств и имущества, выявлено 139 случаев, на сумму 87,5 млн. рублей (в 2018 году – 162,4 млн. рублей).
Из общей суммы выявленных финансовых нарушений, сумма, подлежащая восстановлению, составила 59 млн. рублей или 6,5% от общей суммы финансовых нарушений.
К недостаткам, имеющим непосредственное влияние на бюджетные потери или несущие риски возникновения ущерба республики, отнесены:
- оплата невыполненных работ по государственным и муниципальным контрактам, завышение НМЦК;
- нецелевое использование бюджетных средств;
- непредъявленные требования по уплате пени (неустойки) по контрактам и другие.
Основными причинами нарушений при использовании бюджетных средств являются недостаточный внутренний контроль со стороны главных распорядителей и получателей бюджетных средств, игнорирование требований законодательства должностными лицами.
В соответствии со статьей 18 Закона о Контрольно-счетной палате принимались меры по устранению выявленных недостатков, в первую очередь направлялись представления объектам контроля (аудита). По итогам наших мероприятий к дисциплинарной ответственности привлечено 46 должностных лиц. В рамках постоянного взаимодействия с прокуратурой и правоохранительными органами направлено 28 материалов, из которых по 15 материалам приняты меры прокурорского реагирования, по 10 – не выявлено дополнительных обстоятельств, 3 материала находятся на рассмотрении.
Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий доводились до сведения депутатам Государственного Совета Чувашской Республики в форме отчетов (информации) и выступлений, до сведения Главы Чувашской Республики и Председателя Кабинета Министров ЧР - в виде информации с просьбой о выработке дополнительных мер.
Неотъемлемой частью является принятие органами исполнительной власти решений, направленных на улучшение порядка и повышения эффективности использования бюджетных средств.Так, по трем контрольным мероприятиям учтены предложения Контрольно-счетной палаты в части доработки нормативных правовых актов.
В результате проводимой работы обеспечена защита интересов Чувашской Республики и возмещение потерь. Объем восстановленных (возмещенных) средств составил 42,3 млн. рублей или 71 % от подлежащих восстановлению. Кроме того, предотвращены финансовые потери и недостатки в использовании имущества на сумму 164,4 млн. рублей.
В 2019 году Контрольно-счетная палата продолжила исполнение полномочия по аудиту закупок, возложенного на контрольно-счетные органы всех уровней Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В отчетном году аудит в сфере закупок осуществлен при проведении 30 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проверками охвачено 63 объекта контроля.
Аудитом выявлено 207 финансовых нарушений на общую сумму 337,9 млн. рублей и 263 - процедурных нарушения. Особенно настораживают выявленные факты в части обоснования НМЦК, которые в последующем приводят к нерациональным тратам. При анализе документов по обоснованию НМЦК нами выявляются факты использования заказчиками ценовых предложений от организаций, которые не работают, либо осуществляют деятельность, не связанную с предметом закупки. Имеет место использование ценовых предложений от аффилированных лиц. Практика нашей работы показывает, что это системная проблема.
Наиболее существенные нарушения выявлены в ходе аудита в сфере закупок, проведенного в рамках проверки результатов финансово-хозяйственной деятельности ГУП Чувашской Республики «Чувашавтотранс» Минтранса Чувашии за 2017 - 2018 гг. и закупок автобусов Минтрансом Чувашии в 2017 году.
В отчетном периоде, несмотря на ежегодное расширение полномочий без изменения численности, Контрольно-счетной палатой с учетом приоритетных задач, была обеспечена реализация основных полномочий, возложенных на нее Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Чувашской Республики «О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики», основывающаяся на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.
Результаты деятельности подробно освещаются на сайте КСП.
Уважаемые депутаты, кратко остановлюсь на финансовом и кадровом обеспечении.
В соответствии с Законом Чувашской Республики от 28 ноября 2018 г. № 83 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» бюджетные ассигнования, утвержденные Контрольно-счетной палате, составили 15 632,1 тыс. рублей. Сводной бюджетной росписью расходы увеличены на 1 573,8 тыс. рублей и составили 17 205,9 тыс. рублей. Бюджетная смета исполнена в сумме 17 203,1 тыс. рублей или на 99,98% к утвержденным назначениям. Структура расходов выглядит следующим образом:
90,43% направлено на фонд оплаты труда, отчисления на ФОТ;
1,23% иные выплаты (командировочные расходы);
1,57% приобретение материальных ценностей и 6,77% другие расходы.
По состоянию на 31 декабря 2019 года штатная и фактическая численность Контрольно-счетной палаты составила 18 единиц. Все сотрудники имеют высшее образование.
Говоря о задачах и планах на текущий год, отмечу, что стратегической целью деятельности КСП будет оставаться мониторинг нацпроектов, реализуемых на территории республики. Продолжить взаимодействие с Государственным Советом, со Счетной палатой РФ, намерены расширить взаимодействие с общественными институтами.
Нами запланировано провести аудит использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на приобретение антитеррористического и досмотрового оборудования, проверку прогнозирования и поступления доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а так же выполнение плана приватизации с охватом проверкой финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий.
Благодарю за внимание!