Отчет о ходе реализации мероприятий региональных проектов, направленных на реализацию национальных проектов (программ) и федеральных проектов в 2019 году
- Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия: пункт 4.9 плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2020 год.
- Предмет экспертно-аналитического мероприятия: мониторинг реализации мероприятий региональных проектов, направленных на реализацию национальных проектов (программ) и федеральных проектов.
- Объекты экспертно-аналитического мероприятия:
Органы исполнительной власти Чувашской Республики.
- Иные органы и организации, которым планируется направление запросов о предоставлении информации, необходимой для проведения экспертно-аналитического мероприятия:
Необходимость будет определена в ходе экспертно-аналитического мероприятия.
- Исследуемый период: 2019 год.
- Цель проведения экспертно-аналитического мероприятия:
Проверка, анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов республиканского бюджета Чувашской Республики, направленных на исполнение мероприятий региональных проектов Чувашской Республики.
7. По результатам экспертно-аналитического мероприятия установлено следующее:
В Чувашской Республике, по состоянию на 1 января 2020 года, утверждены паспорта 52 региональных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ). Из них Законом Чувашской Республики от 28.11.2018 №83 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2019 год и на плановый период 2020 -2021 годов» (с изменениями от 13.02.2019 №1, от 30.04.2019 №29, от 05.09.2019 № 54, от 29.11.2019 №82) (далее – Законом, Закон о бюджете) утверждены бюджетные ассигнования на финансирование мероприятий 39 региональных проектов, направленных на реализацию национальных проектов (программ) и федеральных проектов на 2019 год в объеме 10 486,2 млн. рублей. Утвержденные сводной бюджетной росписью бюджетные назначения на 2019 год составили 10 790,9 млн. рублей или 91,0% к общему объему бюджетных назначений, утвержденных сводной бюджетной росписью.
По информации Министерства финансов Чувашской Республики (письмо от 12.03.2020 № 02/24-1824) об исполнении утвержденных бюджетных назначений на финансирование мероприятий региональных проектов, направленных на реализацию национальных проектов (программ) и федеральных проектов кассовые расходы на финансирование мероприятий региональных проектов Чувашской Республики за 2019 год исполнены в сумме 9 821,3 млн. рублей (93,7% к бюджетным назначениям, утвержденным Законом, и 91,0% к бюджетным назначениям, утвержденным сводной бюджетной росписью). Кассовое исполнение расходов мероприятий региональных проектов ниже уровня исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики (95,2%).
В рамках национального проекта «Здравоохранение» финансовое обеспечение реализации двух региональных проектов Чувашской Республики: «Борьба с онкологическими заболеваниями» и «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» осуществляется также и за счет средств государственных внебюджетных фондов РФ и их территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Согласно отчетам о реализации указанных региональных проектов на 1 января 2020 г. кассовое исполнение расходов за счет средств территориального фонда ОМС составило:
«Борьба с онкологическими заболеваниями» - 1 228,9 млн.рублей (86,0% от утвержденных годовых бюджетных назначений – 1 429,0 тыс. рублей);
«Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» - 6,3 млн. рублей (100,0% от утвержденных назначений - 6,3 млн. рублей).
Информация об исполнении утвержденных бюджетных назначений в разрезе региональных проектов по состоянию на 01 января 2020 года представлена в приложении 1.
Анализ освоения выделенных бюджетных средств на реализацию мероприятий региональных проектов за 2019 год показал, что по 1 из 39 региональных проектов Чувашской Республики (10,3%) кассовые расходы на указанные цели в отчетном периоде не произведены, а именно «Комплексная система обращения с ТКО» не исполнены утвержденные бюджетные назначения в сумме 49,4 млн. рублей.
Низкое освоение (менее 80%) наблюдается по 6 региональным проектам: «Борьба с онкологическими заболеваниями» (32,1%), «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» (52,3%), «Медицинские кадры Чувашской Республики» (78,1%) национального проекта «Здравоохранение»; «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» (65,0%) национального проекта «Жилье и городская среда»; «Цифровая образовательная среда» (70,7%) и «Молодые профессионалы» (71,1%) национального проекта «Образования».
В ходе мониторинга Контрольно-счетной палатой установлено, что основное расходование бюджетных средств произведено в IV квартале 2019 года или 52,1% от общего объема произведенных расходов за год, что свидетельствует о неритмичности произведенных кассовых расходов и создает риски не достижения отдельных показателей и качественной реализации мероприятий.
Информация о поквартальном исполнении утвержденных бюджетных назначений на финансирование мероприятий региональных проектовпредставлена в приложении 2.
Проанализированы причины сложившейся ситуации по исполнению в разрезе ГРБС на основании представленной отчетности и информации.
По информации, представленной главными распорядителями бюджетных средств (бюджетной (бухгалтерской) отчетности по состоянию на 01.01.2020 (форма 128-НП)), установлено, что расходы республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию региональных проектов распределены между 12 главными распорядителями бюджетных средств.
тыс.рублей
Наименование ГРБС
|
Утверждено (доведено)
|
Обязательства
|
испол-нено денежных обяза-тельств
|
Не исполнено
|
бюджет-
ных ассиг-нований
|
лимитов бюджетных обязательств (БО)
|
принимаемые обязательства
|
Принятые БО
|
денежные обяза-тельства (ДО)
|
принятых БО
|
принятых ДО
|
всего
|
из них с применением конкурентных процедур
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Минтруд Чувашии
|
1 300 955,4
|
146 970,5
|
0,0
|
1 217 932,8
|
52 965,6
|
1 217 932,8
|
1 217 932,8
|
0,0
|
0,0
|
Минтранс Чувашии
|
2 887 084,0
|
2 887 084,0
|
0,0
|
2 868 161,2
|
1 502 025,9
|
2 632 711,9
|
2 632 711,9
|
235 449,3
|
0,0
|
Минспорта Чувашии
|
283 829,9
|
283 829,9
|
0,0
|
283 439,1
|
0,0
|
283 439,1
|
283 439,1
|
10,0
|
0,0
|
Минобразования Чувашии
|
2 855 506,8
|
2 779 562,7
|
0,0
|
2 717 248,2
|
278 650,9
|
2 656 236,6
|
2 656 236,6
|
61 011,5
|
|
Минздрав Чувашии
|
1 068 537,5
|
1 067 993,1
|
0,0
|
834 601,0
|
369 689,2
|
834 601,0
|
834 601,0
|
0,0
|
0,0
|
Минэкономики Чувашии
|
664 752,1
|
664 752,1
|
0,0
|
664 752,1
|
147,9
|
664 752,1
|
664 752,1
|
0,0
|
0,0
|
Мининформполитики Чувашии
|
14 107,1
|
14 107,1
|
0,0
|
14 107,1
|
10 681,0
|
14 107,1
|
14 107,1
|
0,0
|
0,0
|
Администрация Главы Чувашии
|
100,0
|
100,0
|
0,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
0,0
|
0,0
|
Минсельхоз Чувашии
|
84 181,4
|
84 181,4
|
0,0
|
84 181,4
|
724,0
|
84 181,4
|
84 181,4
|
0,0
|
0,0
|
Минкультуры Чувашии
|
166 259,1
|
166 259,1
|
0,0
|
166 259,1
|
0,0
|
165 532,9
|
165 532,9
|
726,2
|
0,0
|
Минприроды Чувашии
|
278 968,5
|
278 968,5
|
0,0
|
229 559,0
|
0,0
|
229 559,0
|
229 559,0
|
0,0
|
0,0
|
Минстрой Чувашии
|
1 186 569,2
|
1 186 569,1
|
0,0
|
1 186 296,5
|
341 613,2
|
1 038 174,2
|
1 038 174,2
|
148 122,4
|
0,0
|
ИТОГО
|
10 790 851,0
|
9 560 377,5
|
0,0
|
10 266 637,5
|
2 556 597,7
|
9 821 328,1
|
9 821 328,1
|
445 319,4
|
0,0
|
Всего принято бюджетных обязательств на общую сумму 10 266,6 млн.рублей (из них с применением конкурентных процедур – 2 556,6 млн.рублей), не исполнены денежные обязательства - 445,3 млн.рублей по 4 ГРБС.
Согласно информации Министерства финансов Чувашской Республики (письмо от 13.03.2020 № 02/24-1856), по состоянию на 01.01.2020 в рамках реализации региональных проектов в Чувашской Республике запланировано 675 закупок на общую сумму 9 120,9 млн.рублей, или 84,5 процентов от объема средств, предусмотренных на эти цели в сводной бюджетной росписи (10 790,9 млн. рублей). Из них заключено 670 контрактов на общую сумму 8 867,7 млн.рублей или 97,2 процента от объема запланированных закупок и 99,3 процентов от количества закупок (по состоянию на 22.10.2019 в рамках реализации региональных проектов в Чувашской Республике было запланировано 588 закупок на общую сумму 8 529,3 млн.рублей, из них заключено 527 контрактов на общую сумму 7 719,0 млн.рублей).
Таким образом, количество закупок в рамках реализации региональных проектов, запланированных заказчиками и размещенных в планах-графиках, в IVквартале 2019 года увеличилось на 87 или 13% от общего количества. Анализ единой информационной системы закупок (далее – ЕИС) показал, что в отдельных случаях заказчиками Чувашской Республики не применяются принципы долгосрочного планирования, неоднократно уточняется предмет закупки и вносятся многочисленные изменения в планы-графики. Таким образом, наблюдается высокая интенсивность закупочного процесса в конце финансового года, наличие рисков формирования технических заданий на закупки с худшими или излишними характеристиками и, как следствие, принятие товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям контрактов.
Информация о проведенныхзакупочных процедурах и заключенных контрактах на реализацию мероприятий в рамках национальных проектов по состоянию на 01.01.2020, согласно письму Минфина Чувашии от 13.03.2020 № 02/24-1856, указана в приложение 3.
Проведен выборочный анализ отдельных региональных проектов, имеющих низкий процент освоения бюджетных средств и одновременно высокий уровень контрактации в 4 квартале 2019 г.
- В рамках регионального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образования» Законом о бюджете на реализацию регионального проекта предусмотрены средства в общей сумме 142,6 тыс. рублей, после уточнения закона в феврале 2019 года дополнительно выделены бюджетные средства в общей сумме 252 074,1 тыс. рублей.
С учетом внесенных в течение года изменений, финансирование утверждено в сумме 252 216,7 тыс. рублей, из них планировалось направить на проведение модернизации инфраструктуры и содержание профессионального образования в общей 241 176,7 тыс. рублей.
Согласно данным ЕИС по указанной целевой статье в 2019 году объявлено 11 закупок с НМЦК в сумме 160 384,8 тыс. рублей, заключено 11 государственных контрактов на сумму 157 550,0 тыс. рублей, экономия от проведения закупочных процедур составила 1,8%. Кроме того, заключено 22 прямых договора на общую сумму 6 486,9 тыс. рублей.
Таким образом, из общего объема финансирования, предусмотренного на проведение модернизации инфраструктуры (241 176,7 тыс. рублей), кассовое исполнение расходов составило в сумме 164 036,9 тыс. рублей. По состоянию на 01.01.2020 не освоены средства республиканского бюджета в сумме 77 139,8 тыс. рублей (с учетом экономии от проведения конкурентных процедур в декабре).
Анализ контрактов, заключенных конкурентными способами, показал, что из общего количества таких контрактов, 6 контрактов на общую сумму 107 199,6 тыс. рублей были заключены и исполнены в декабре 2019 года, что составляет 68,0% от общего объема кассовых расходов по оплате контрактов и свидетельствует о бездействии ГРБС в течение года, высокой интенсивности закупочного процесса в конце финансового года и присутствии рисков формирования технических заданий на закупки оборудования с худшими или излишними характеристиками, приводящими к неэффективному (нерациональному) использованию бюджетных средств. Вместе с тем, при установленных сроках исполнения контрактов от 5 до 60 дней, все вышеперечисленные контракты исполнены и оплачены в 2019 году.
Как пример, государственный контракт от 23.12.2019 №1364 на сумму 30 565,0 тыс. рублей, заключенный Минобразования Чувашии с ООО «ЛИГА СВАРКИ», на поставку сварочных аппаратов (с НМЦК в сумме 30 718,6 тыс. рублей) со сроком поставки в шесть организаций профобразования в течение 30 календарных дней с момента заключения контракта.
Согласно документам, размещенным в ЕИС, ООО «ЛИГА СВАРКИ» осуществлена поставка оборудования по акту о приемке товара от 27.12.2019 б/н, или в течение четырех дней после заключения вышеуказанного государственного контракта, оплата произведена 30.12.2019.
Аналогично по государственному контракту от 20.12.2019 №1240/1 на сумму 7 288,7 тыс. рублей, заключенному Минобразования Чувашии с ООО «Форт Диалог», на поставку интерактивной доски (с НМЦК в сумме 8 750,0 тыс. рублей) установлен срок поставки по 25 декабря 2019 года. Поставка доски произведена по акту приема передачи от 26.12.2019, или в течение 6 дней.
При этом условиями вышеуказанных государственных контрактов оговорена приемка товаров получателями, на предмет соответствия условиям государственных контрактов.
Кроме того, контракты содержат условие о том, что в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента сдачи Поставщиком документов Минобразования Чувашии осуществляет проверку результатов исполнения обязательств Поставщиком по контракту на предмет соответствия исполнения установленным требованиям и условие об обязательном проведении экспертизы результатов.
Исходя из вышеизложенного, Контрольно-счетная палата обращает внимание на возникновение рисков, связанных с приемкой некачественного оборудования (либо не соответствующего аукционной документации), вследствие заключения контрактов в декабре 2019 года и вынужденного сокращения процедуры принятия товара от поставщика.
2. Незначительно освоены средства по региональным проектам «Борьба с онкологическими заболеваниями» (32,1% исполнения от сводной бюджетной росписи) национального проекта «Здравоохранение».
Мероприятиями регионального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» предусматривалось создание и оснащение референс-центров для проведения иммуногистохимических, патоморфологических исследований и лучевых методов исследований, переоснащение сети региональных медицинских организаций, оказывающих помощь больным онкологическими заболеваниями в субъектах Российской Федерации, а также на организацию сети центров амбулаторной онкологической помощи.
Вместе с тем, в сводной бюджетной росписи данные бюджетные ассигнования были учтены в августе 2019 года в общей сумме 244,9 млн. рублей (в том числе из федерального бюджета – 229,8 млн. рублей). По данным ЕИС закупки размещены с августа по ноябрь 2019 года, заключено 16 государственных контрактов на общую сумму 208,7 млн. рублей, из них по трем контрактам, заключенным в августе и сентябре на общую сумму 131,9 млн.рублей в 2019 году исполнение не завершено (по причине невыполнения поставщиками своих обязательств).
Таким образом, затягивание проведения закупочных процедур и несвоевременное выполнение поставщиками принятых обязательств по поставке оборудования привело к неосвоению бюджетных средств.
3. В целях реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» Законом о бюджете предусматривалось направить средства на «Укрепление материально-технической базы государственных учреждений, обеспечивающих предоставление услуг в сфере образования» в сумме 18 137,4 тыс. рублей. С учетом внесенных в течение отчетного года уточнений расходы составили в сумме 15 722,1 тыс. рублей. Однако в течение 2019 года закупки не размещены в ЕИС и не проведены, бюджетные средства в полном объеме остались не освоенными (ГРБС причины не освоения не указаны).
- Кроме того, в целях предотвращения нарушений, Контрольно-счетная палата обращает внимание на нижеследующие закупки.
Анализ ЕИС по объекту «Строительство водопровода от повысительной насосной станции Северо-Западного района г. Чебоксары до д. Чандрово Чувашской Республики в рамках реализации мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения» показал следующее.
Извещение на строительство водопровода от повысительной насосной станции Северо-Западного района г. Чебоксары до д. Чандрово Чувашской Республики опубликовано на официальном сайте 20.05.2019 с начальной (максимальной) ценой контракта в сумме 70 852,1 тыс. рублей. Контракт заключен 01.07.2019 с АО «Водоканал» по цене 70 497,9 тыс. рублей.
05.07.2019 АО «Водоканал» разместил извещение на выполнение работ по строительству водопровода от повысительной насосной станции Северо-Западного района г. Чебоксары до д. Чандрово Чувашской Республики, согласно Техническому заданию с начальной (максимальной) ценой контракта 27 991,4 тыс.рублей. Контракт заключен с ООО СМУ «Спецстрой» с ценой контракта 27 991,4 тыс. рублей.
Вместе с тем, объем работ, предусмотренный в контракте генподрядчика с заказчиком, и объем работ, предусмотренный в контракте субподрядчика с генподрядчиком, одинаковый.
Мониторинг исполнения региональных проектов выявил наличие отдельных организационных проблем, как на федеральном, так и на региональном уровне.
1.Анализ регионального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» показал, что его неисполнение находиться в зоне ответственности федерального уровня.
Проектом Соглашения между Министерством природных ресурсов и экологии РФ и Минприроды Чувашии от 30 августа 2018 г. № П-051-09-2029 -018, предусматривалось предоставление из федерального бюджета в 2019 году республиканскому бюджету Чувашской Республики субсидии на софинансирование расходных обязательств, связанных с реализацией государственных программ (подпрограмм) субъектов РФ в области обращения с отходами, в размере 46,4 млн. рублей.
Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета к установленному сроку - 25.02.2019 - не заключено. По данным государственной интегрированной системы (ГИИС) управления общественными финансами «Электронный бюджет» Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации вышеуказанное Соглашение не разместило, в связи с чем запланированные мероприятия не выполнены.
Также, в 2019 году в рамках реализации указанного регионального проекта Чувашской Республики было запланировано проведение аукциона и заключении контракта на приобретение оборудования для мусороперегрузочной станции мощностью приема отходов не более 30 тыс. тонн/год в Шумерлинском районе (срок до 31 мая 2019 г.) стоимостью 49,4 млн. рублей, в связи с отсутствием заключенного Соглашения указанные 3 контрольные точки не выполнены.
Мероприятия регионального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» на 2020 год Законом о бюджете не запланированы.
- В рамках реализации отдельных мероприятий регионального проекта «Жилье» в 2019 году на строительство автодорог по улицам №№ 1-5 в микрорайоне «Университетский-2» СЗР г. Чебоксары (в рамках реализации мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации) предусмотрено финансирование в объеме 258,8 млн. рублей.
По данным системы «Электронный бюджет» с Минстроем России заключено Соглашение о предоставлении в 2019 году субсидии из федерального бюджета бюджету Чувашской Республики на мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации (далее - Соглашение) в рамках федерального проекта «Жилье» 13.02.2019 №069-09-2019-104, по условиям которого предоставление федеральной субсидии осуществляется на условиях софинансирования из регионального и местного бюджетов, предоставление региональной субсидии - при наличии заключенного соглашения о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету.
Вместе с тем, Минстроем Чувашии соглашение с администрацией города Чебоксары на реализацию мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства подписано 03.12.2019 г.
Таким образом, не заключение в установленный срок (в 3-х месячный срок после заключения Соглашения) соглашения о предоставлении региональной субсидии местному бюджету г. Чебоксары на реализацию мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации в рамках федерального проекта «Жилье»,в котором отражаются обязательства по достижению показателей эффективности использования субсидии, создали риск не выполнения условий и обязательств, предусмотренных Соглашением с Минстроем России при предоставлении субсидии бюджету Чувашской Республики, в том числе по достижению показателей результативности в 2019 году.
3. В рамках федерального проекта «Чистая вода» национального проекта «Экология» по Соглашению заключенному от 13.02.2019 №069-09-2019-305 предусматривалось предоставление субсидий из федерального бюджета в 2019 году средства в сумме 74,9 млн. рублей, в 2020 году – 175,3 млн. рублей. Освоение за 2019 год составило в сумме 70,1 млн. рублей. Завершение строительства объектов контрактами, заключенными в 2019 году, предусмотрено в 2020 году. Указанные средства были учтены в Законе о бюджете на 2020 год в рамках подпрограммы «Строительство и реконструкция (модернизация) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки с учетом оценки качества и безопасности питьевой воды» государственной программы «Модернизация и развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства».
Вместе с тем, в связи с исключением ранее предусмотренного финансирования за счет средств федерального бюджета на реализацию мероприятий Подпрограммы, при первом уточнении Закона о бюджете на 2020 год произведено уменьшение бюджетных ассигнований на общую сумму 175 299,2 тыс. рублей или на 99,1% (дополнительное соглашение от 25.12.2019).
Вышеуказанные факты свидетельствуют о присутствии рисков несвоевременной оплаты выполнения работ по заключенным контрактам по причине не обеспечения федеральным бюджетом принятых обязательств по финансированию вышеуказанных объектов и недостижении установленных целевых показателей.
Кроме того, экспертно-аналитические и контрольные мероприятия выявили следующие проблемы и недостатки:
1.Соглашения, заключаемые ГРБС с муниципальными образованиями не предусматривают обязательства, содержащиеся в аналогичных соглашениях, заключенных с федеральными органами исполнительной власти на предоставление межбюджетных трансфертов.
2. Отсутствие контроля со стороны ГРБС за подведомственными учреждениями, которым предоставлены бюджетные средства на реализацию отдельных мероприятий региональных проектов.
Так, например, установлено, что на реализацию мероприятий регионального проекта «Цифровой контур здравоохранения» национального проекта «Здравоохранения» предусмотрено 168 533,3 тыс. рублей. В соответствии с соглашением от 14.02.2019 №10-19/363 средства предусматривалось направить в БУ «МИАЦ» Минздрава Чувашии (платежное поручение от 07.06.2019 на сумму 132 930,2 тыс.рублей, от 30.09.2019 - 35 603,1 тыс.рублей).
При этом, в ходе анализа официального сайта zakupki.gov.ru установлено, что БУ «МИАЦ» Минздрава Чувашии основная работа по размещению закупочных процедур проводилась в сентябре-декабре 2019 года (45% от общего объема проведенных конкурентных процедур).
Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что Минздравом Чувашии не осуществлялся должным образом контроль за своевременным проведением Учреждением закупочных процедур, освоением бюджетных ассигнований, выделенных на региональные проекты, и обеспечением выполнения установленных соглашением целевых показателей.
3. Возникновение дополнительных расходов из республиканского бюджета Чувашской Республики на завершение строительства объектов по причине некачественной проектно-сметной документации, отсутствия заключения экспертизы на ПСД и, как следствие, несоблюдение установленных сроков завершения строительства.
Так, в ходе выборочной камеральной проверки установлено, что для завершения строительства объектов образования дополнительно направляются средства из республиканского бюджета в общей сумме 71 587,5 тыс.рублей, в том числе «Детский сад на 240 мест, расположенный в г. Канаше Чувашской Республики в мкр. Восточный» в сумме 2 979,9 тыс. рублей, «Детский сад на 220 мест (поз. 27) в IX микрорайоне Западного жилого района г. Новочебоксарск» - 12 300,4 тыс. рублей, «Дошкольное образовательное учреждение на 240 мест по адресу: Чувашская Республика, Цивильский район, г. Цивильск, ул. Маяковского, 39» - 10 890,0 тыс. рублей, «Дошкольное образовательное учреждение на 250 мест с ясельными группами в I очереди 7 микрорайона центральной части г. Чебоксары»- 24 855,6 тыс.рублей, «Дошкольное образовательное учреждение на 250 мест поз. 27 в микрорайоне «Университетский-2» г. Чебоксары (II очередь)» - 20 561,6 тыс.рублей.
Одновременно, Контрольно-счетной палатой в 2019 году были проведены два контрольных мероприятия по проверке реализации приоритетных проектов, которые в дальнейшем преобразованы в национальные проекты
1) Проверка целевого и эффективного использования субсидии местным бюджетам на мероприятия, направленные на реализацию программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Чебоксарской агломерации в рамках приоритетного направления стратегического развития Российской Федерации «Безопасные и качественные дороги» до 2018 года и на период до 2025 года» (ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения города Чебоксары, Новочебоксарск, Моргаушского и Чебоксарского районов (совместно с контрольно-счетными органами городов Чебоксары, Новочебоксарск, Чебоксарского и Моргаушского районов) за 2017-2018 годы.
Контрольным мероприятием установлены финансовые нарушения на сумму 38,0 млн.рублей, из них подлежащие возмещению 2,8 млн.рублей.
Выборочными проверками в муниципальных районах и городах выявлены отдельные недостатки (нарушения):
1. завышение начальных (максимальных) цен контрактов и стоимости выполненных работ на общую сумму 3 768,3 тыс. рублей (г. Новочебоксарск, Моргаушский и Чебоксарский районы);
2. не обеспечение учета и использование возвратных материалов (г. Чебоксары, г. Новочебоксарска).
3. несоблюдение требований статей 9 и 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (г.Чебоксары, г. Новочебоксарск,Чебоксарский район);
4. выборочной проверкой исполнения муниципальных контрактов на отдельных объектах выявляются дефекты разной степени: поперечные трещины на всю ширину проезжей части, не заделанные контрольные вырубки дорожного покрытия, просадка асфальта (Моргаушский и Чебоксарский районы, г.Новочебоксарск). Письма в адрес подрядчиков в целях устранения выявленных дефектов, направлены только по результатам проведенных проверок в рамках контрольного мероприятия.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что по результатам лабораторных испытаний образцов асфальтобетонного покрытия на отдельных объектах слой асфальта с признаками дефекта не соответствует проектному значению;
5. в нарушение п.п. 1 п. 1 ст. 158 и ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ, Управлением городского хозяйства г. Новочебоксарска произведено ненадлежащее осуществление бюджетных полномочий распорядителя бюджетных средств, в части обеспечения результативности использования бюджетных средств, и не соблюден принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ, а именно заключен муниципальный контракт на ремонт покрытия проезжей части Тепличный проезд (от перекрестка ул. Коммунальная - до Старого кладбища), включающий участки дорог, которые ранее были отремонтированы и на них распространялись гарантийные обязательства. В результате Управлением городского хозяйства г. Новочебоксарска осуществлено неэффективное расходование бюджетных средств в общей сумме 8 019,3 тыс. рублей.
2) Проверка целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, направленных на реализацию приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», и на реализацию проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах в рамках подпрограммы «Повышения эффективности бюджетных расходов Чувашской Республики» государственной программы Чувашской Республики «Управление общественным финансами и государственным долгом Чувашской Республики за 2017-2018 годы и истекший период 2019 года.
Контрольным мероприятием установлены финансовые нарушения на сумму 7,6 млн.рублей, из них подлежащие возмещению 3,1 млн.рублей. Предотвращены финансовые потери и нарушения в использовании имущества на сумму 3,3 млн.рублей. Кроме того, выявлено неэффективное использование бюджетных средств на сумму 0,4 млн.рублей.
Проверкой установлено следующее.
1) Отдельными муниципальными образованиями не проведена инвентаризация дворовых и общественных территорий, в целях определения территорий подлежащих благоустройству и не оформлены паспорта благоустройства муниципального образования, что не обеспечивает соблюдение условий предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий по формированию современной городской среды. Кроме того, не обеспечивается выполнение обязательств, определенных Соглашениями по представлению в установленный срок на согласование в Минстрой Чувашии разработанных дизайн-проектов по благоустройству дворовых и общественных территорий.
В результате затягивания сроков разработки и утверждения дизайн-проектов благоустройства территорий, подготовки проектно-сметной документации и получения положительного заключения государственной экспертизы, закупочные процедуры проводятся только во второй половине финансового года, соответственно муниципальные контракты на выполнение работ по благоустройству территорий заключаются в период с июля по сентябрь месяц, а фактическое выполнение работ в период с сентября по декабрь, что негативно сказалось на их качестве и сроках исполнения обязательств в целом.
2) Установлены факты проведения закупочных процедур без учета результатов государственной экспертизы сметной документации в связи с не своевременным получением положительного или при наличии отрицательного заключения (администрация города Шумерля).
В тоже время, не смотря на наличие положительного заключения государственной экспертизы, при выборочном анализе сметной документации, Контрольно-счетной палатой установлено, что муниципальными заказчиками при подготовке сметной документации на благоустройство территории не соблюдаются требования строительных норм и правил в части учета возвратных материалов, полученных по результатам демонтажных работ (разборка бортовых камней, асфальтобетонных покрытий и т.д.); в локальных сметный расчетах на проведение текущего ремонта необоснованно включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты в размере 2,0%; при определении сметной стоимости ремонтных работ не применяется коэффициент 0,85 к сметной прибыли, что в последующем приводит к завышению начальных (максимальных) цен контрактов и стоимости выполненных работ.
3) Выборочный анализ сметной документации на обустройство детских и спортивных площадок, показал, что муниципальными заказчиками при определении НМЦК стоимость оборудования детских и спортивных площадок, определяется на основании прайс-листов одного из поставщиков данного оборудования, без учета анализа цен из нескольких источников. При этом диапазон цен на идентичное оборудование по прайс-листу ООО «Диком» выше, чем у производителя - ЗАО «Завод игрового спортивного оборудования Romana».
4) Муниципальными заказчиками при проведении работ по благоустройству территорий не соблюдаются рекомендуемые сроки проведения работ по озеленению территории - до 20 сентября. Одновременно не обеспечивается синхронизация поэтапного выполнения работ, в результате последующими работами уничтожаются результаты ранее выполненных работ. Также нарушается технология при посадке кустарников и газонных трав, а также не обеспечивается надлежащая приемка и сохранность выполненных работ на благоустроенной территории. Указанные факты в последующем ведут к не эффективному расходованию бюджетных средств.
5) При приемке объемов выполненных работ по благоустройству муниципальными заказчиками не обеспечивается надлежащий контроль. В отсутствие надлежаще оформленной исполнительной документации, которая должна содержать графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений (схемы и чертежи), фотосъемку, иные документы, подтверждающие факт выполнения объемов работ на объекте, допускается оплата фактически не выполненных объемов работ. Так, по результатам контрольного мероприятия выявлены не обоснованно оплаченные работы в общей сумме 2,6 млн. рублей (города Шумерля и Канаш, Мариинско-Посадский район).
6) В рамках аудита закупок установлено отсутствие в отдельных закупках конкуренции при проведении закупочных процедур с наименьшим количеством участников на торгах. При использовании экономии, образовавшейся по результатам проведенных конкурентных процедур, допускаются случаи заключения нескольких договоров до 100,0 тыс. рублей в рамках одного проекта, что указывает на признаки «дробления» закупок и ограничения конкуренции, и как следствие, в отдельных случаях, ведет к задвоению объемов выполняемых работ.
По результатам контрольного мероприятия Контрольно-счетная палата отмечает, что Правилами предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований, а также соглашениями о предоставлении межбюджетных субсидий на софинансирование мероприятий по благоустройству территории, не определен четкий порядок использования экономии, полученной в результате проведения конкурентных процедур.
По сообщению Минэкономразвития Чувашии (письмо от 16.03.2020 № б/н) в рамках реализации мероприятий региональных проектов Чувашской Республики в 2019 году панировалось достижение 187 показателей, из которых по состоянию на 1 января 2020 года полностью достигнуты (с учетом оценочных значений ряда показателей) 171 или 91,4% от их общего объема.
Не выполнены к установленному сроку 16 показателей, из них 7 показателей в рамках национального проекта «Демография», 4 – национального проекта «Здравоохранение», по 2 – национальным проектам «Жилье и городская среда» и «Экология» и 1 – национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости».
По итогам мониторинга отчетов о ходе реализации региональных проектов за отчетный год выявлено несвоевременное выполнение 7 результатов и 6 контрольных мероприятий по 7 региональным проектам Чувашской Республики:
«Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» (1 результат и 3 контрольных мероприятия);
«Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» (1 результат и 1 контрольное мероприятие);
«Финансовая поддержка семей при рождении детей» (1 результат);
«Жилье» (2 результата);
«Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в Чувашской Республике» (1 результат).
Три результата по региональным проектам «Жилье» и «Финансовая поддержка семей при рождении детей» в зоне ответственности руководителей региональных органов исполнительной власти, остальные - имеют красный цветовой индикатор, выполнение которых находится вне зоны полномочий руководителей региональных проектов, и зависят, прежде всего, от деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствии с уровнем контроля согласно утвержденному паспорту федерального проекта.
В то же время Контрольно-счетная палата отмечает, что по региональному проекту «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» национального проекта «Демография» по состоянию на 01.01.2020 не достигнут целевой показатель «Создание в Чувашской Республике дополнительных мест для детей в возрасте до трех лет в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход», установленного для Чувашской Республики на 2019 год в количестве 2 840 дополнительных мест (зона ответственности руководителей региональных органов исполнительной власти).
Выводы:
1. В Чувашской Республике в 2019 году утверждены паспорта 52 региональных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ), из них предусмотрено финансирование на реализацию 39 региональных проектов в объеме 10 486,2 млн. рублей. Утвержденные бюджетные назначения на 2019 год сводной бюджетной росписью составили 10 790,9 млн. рублей или 91,0% к общему объему бюджетных назначений, утвержденных сводной бюджетной росписью.
2. Кассовое исполнение мероприятий региональных проектов Чувашской Республики в 2019 годусоставило 9 821,3 млн. рублей (93,7% к бюджетным назначениям, утвержденным Законом, и 91,0% к бюджетным назначениям, утвержденным сводной бюджетной росписью), что ниже общего уровня исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики за отчетный год (95,2%).
3. В рамках реализации региональных проектов в Чувашской Республике по состоянию на 01.01.2020 запланировано 675 закупок на общую сумму 9 120,9 млн.рублей, или 84,5 процентов от объема средств, предусмотренных на эти цели в сводной бюджетной росписи (10 790,9 млн. рублей). Из них заключено 670 контрактов на общую сумму 8 867,7 млн.рублей или 97,2 процента от объема запланированных закупок и 99,3 процентов от количества закупок.
4. Основное расходование бюджетных средств на реализацию мероприятий региональных проектовпроизведено в IVквартале 2019 года (52,1% от общего объема произведенных расходов за год), чтосвидетельствует о неритмичности произведенных кассовых расходов.
5. Вследствие заключения контрактов в декабре 2019 года и вынужденного сокращения процедуры принятия товара от поставщика возникают риски, связанных с приемкой некачественного оборудования (либо не соответствующего аукционной документации).
6. Соглашения, заключаемые главными распорядителями бюджетных средств с муниципальными образованиями не предусматривают обязательства, содержащиеся в аналогичных соглашениях, заключенных с федеральными органами исполнительной власти на предоставление межбюджетных трансфертов.
7. Отсутствие контроля со стороны главных распорядителей бюджетных средств за подведомственными учреждениями, которым предоставлены бюджетные средства на реализацию отдельных мероприятий региональных проектов, затягивание проведения закупочных процедур и несвоевременное выполнение поставщиками принятых обязательств по поставке оборудования привело к неосвоению бюджетных средств.
8. Возникновение дополнительных расходов из республиканского бюджета Чувашской Республики на завершение строительства объектов по причине некачественной проектно-сметной документации, отсутствия заключения экспертизы на ПСД и, как следствие, несоблюдение установленных сроков завершения строительства.
9. В рамках реализации мероприятий региональных проектов Чувашской Республики в 2019 году панировалось достижение 187 показателей, из которых по состоянию на 1 января 2020 года полностью достигнуты (с учетом оценочных значений ряда показателей) 171 или 91,4% от их общего объема.
Не выполнены к установленному сроку 16 показателей, из них 7 показателей в рамках национального проекта «Демография», 4 – национального проекта «Здравоохранение», по 2 – национальным проектам «Жилье и городская среда» и «Экология» и 1 – национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости».
Предложения (рекомендации)
1. Направить отчет Врио Главы Чувашской Республики, в Государственный Совет Чувашской Республики.
2. Направить отчет в Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики для информации и дальнейшей работы.
3. Главным распорядителям бюджетных средств, получателям бюджетах средств:
- своевременно заключать соглашения о предоставлении бюджетных средств с подведомственными учреждениями, муниципальными образованиями;
- усилить контроль за подведомственными учреждениями, участниками региональных проектов;
- обеспечить ритмичность освоения бюджетных средств, выделенных на реализацию региональных проектов, в том числе за счет своевременного проведения закупочных процедур;
- усилить ответственность за формированием технических заданий на проводимые закупки, обоснованием начальной (максимальной) цены контракта.
4. Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики:
- проанализировать проведенные закупки по определению подрядчика на выполнение работ по строительству водопровода от повысительной насосной станции Северо-Западного района г. Чебоксары до д. Чандрово Чувашской Республики;
- продолжить работу с федеральными органами исполнительной власти по обеспечению финансирования мероприятий регионального проекта «Чистая вода».
5. Министерству здравоохранения Чувашской Республики:
- провести претензионную работу по контрактам, заключенным и подлежащим исполнению в 2019 году, но фактически не исполненным в установленные сроки.
6. Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики:
- обеспечить проведение дополнительного обследования поставленных в конце декабря 2019 года товаров на соответствие требованиям, установленным условиями контрактов (технического задания), и, в случае выявления расхождений, провести претензионную работу.