Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики в 2019 году проведена «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва» государственной программы Чувашской Республики «Развитие физической культуры и спорта», за 2017-2018 годы и истекший период 2019 года. Объектами контрольного мероприятия являлись: Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики (далее – Минспорт Чувашии), Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Спортивная школа олимпийского резерва №7 имени В. Ярды Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики (далее – СШОР №7 имени В. Ярды) Автономное учреждение Чувашской Республики «Центр спортивной подготовки сборных команд Чувашской Республики имени А.Игнатьева» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики (далее – ЦСП СК ЧР имени А.Игнатьева).
По результатам проведенного мероприятия в Минспорта Чувашии установлены нарушения, связанные с предоставлением субсидии на иные цели и формированием государственного задания на оказание государственных услуг вышеуказанным подведомственным учреждениям. Выявленные в ходе проверки нарушения при использовании бюджетных средств свидетельствуют о недостаточно проводимом Минспорта Чувашии внутреннем финансовом контроле за деятельностью подведомственных учреждений.
В ЦСП СК ЧР имени А.Игнатьева проверкой выявлены нарушения бюджетного законодательства, правил ведения бухгалтерского учета, порядка использования иной целевой субсидии и субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, а также нарушения, связанные с использованием государственного имущества, которые в совокупности привели к финансовым нарушениям на сумму более 11,0 млн рублей.
В общей сумме финансовых нарушений нецелевое использование средств республиканского бюджета Чувашской Республики составляет 3778,7, 7 тыс. рублей, в том числе:
- в нарушение п. 1 ст. 78.1 БК РФ, п. 5 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 08.12.2015 № 433, Соглашения 09.01.2017 №13 за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в период с 2017 года по 1 полугодии 2019 года произведена выплата заработной платы, начисленной за счет иной приносящей доход деятельности на общую сумму 2 456,2 тыс. рублей;
- средства субсидии, предусмотренные на финансовое обеспечение выполнения государственного задания 2018 года направлены на выплату заработной платы за декабрь 2017 года на общую сумму 32,2 тыс. рублей,
- в нарушение п. 1 ст. 78.1 БК РФ ЦСП СК ЧР имени А. Игнатьева средства иной целевой субсидии в сумме 964,5 тыс. рублей направленына выплату заработной платы сотрудникам при отсутствии правовых оснований, установленных при предоставлении субсидии;
- оплата транспортных услуг без подтверждения первичными документами фактически произведенных расходов и оплата этих расходов за счет бюджетных ассигнований, не предусмотренных на эти цели в общей сумме 325,8 тыс. рублей.
Также в ЦСП СК ЧР имени А.Игнатьева установлены факты не обеспечения соблюдения статьи 34 Бюджетного Кодекса, предусматривающего эффективное использование бюджетных средств (в том числе субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и иной целевой субсидии) за 2017 - 2019 годы на общую сумму 1966,0 тыс. рублей. Так, например средства субсидии, выделенные на выполнение государственного задания на 2017 год направлены на уплату пени за несвоевременную уплату налога на имущество на общую сумму 747,8 тыс. рублей и содержание имущества, которое не принимает участие в выполнении государственного задания - 29,0 тыс. рублей; произведена оплата услуг стороннего автотранспорта в сумме 630,8 тыс. рублей без достаточного изучения цен на оказание услуг по перевозке, подтверждающее экономическую целесообразность и эффективность заключения таких договоров.
Кроме того, не эффективными признаны расходы, направленные на оплату труда работника на общую сумму 558,4 тыс. рублей, допустившего различные нарушения и недостатки нормативно правовых актов, повлекшие нецелевое и неэффективное расходование бюджетных средств.
Установлены факты несоблюдения ограничений, установленных нормами трудового законодательства, нарушения, связанные с ведением табеля учета рабочего времени спортсменов и факты выплаты заработной платы работнику (спортсмену) в период нахождения его на больничном по беременности и родам и получения пособия по беременности и родам, а также за время нахождения в командировке, не связанной с исполнением должностных обязанностей по основному месту работы, что привело к неправомерной выплате заработной платы отдельным работникам на общую сумму 60,4 тыс. рублей.
В учреждениях при проверке законодательства о закупках установлены следующие нарушения
- не соблюдены требования п.п. 3.7.1, 3.7.2, 3.7.3 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 №567 (далее - Методические рекомендации), по направлению запросов о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе, а также по осуществлению поиска ценовой информации в реестре исполненных контрактов;
- в нарушение ст. 22 Федерального закона №44-ФЗ установлено три факта (СШОР №7 им. В. Ярды – 2 факта, ЦСП СК ЧР имени А.Игнатьева- 1 факт) не соблюдения проверенными учреждениями порядка обоснования НМЦК, а именно использованы коммерческие предложения поставщиков с разными техническими характеристиками, не изучена общедоступная информация о ценах товаров в реестре контрактов, заключенных заказчиками;
- в нарушение ст. ст. 34, 94 Федерального закона № 44-ФЗ, условий заключенного контракта учреждением осуществлена приемка и оплата поставленного товара, несоответствующего условиям контракта СШОР №7 им. В. Ярды;
- в нарушение ст. 34, 94 Федерального закона № 44-ФЗ, условий заключенных договоров не начислены и не предъявлены пени поставщикам, подрядчикам за несвоевременную поставку факта) товаров, выполнение работ, оказание услуг СШОР №7 им. В. Ярды в сумме 8, 1тыс. рублей и ЦСП – в сумме 0,98 тыс. рублей;
- анализ формирования СШОР №7 им. В. Ярды НМЦК на проведение работ по огнезащитной обработке вентиляционных коробов показал, что заказчиком изначально в сметной документации предусмотрен дорогостоящий материальный ресурс - состав «Файрекс-300» при наличии возможности применения более дешевого способа выполнения работы по огнезащитному покрытию металлоконструкций воздуховодов приточно-вытяжных систем и, соответственно, материального ресурса, приводящего к удешевлению стоимости проведения указанных выше видов работ, что в случае отсутствия конкуренции могло привести к излишнему расходованию средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
В ходе проверки также выявлены нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности, а именно:
- в ЦСП СК ЧР имени А. Игнатьева установлены факты выдачи в подотчет денежных средств за счет целевой субсидии и доходов, полученных от иной приносящей доход деятельности лицами, не состоящим в трудовых отношениях с учреждением, а также наличие непогашенной дебиторской задолженности за сотрудниками по состоянию на 01.01.2017 и 01.01.2018, в том числе числящаяся в течение 3 лет без движения;
- оплата расходов на проживание без наличия документов, подтверждающих факт проживания в гостиницах и произведенной оплаты на общую сумму 1 333,8 тыс. рублей,
- выдача денежных сумм на питание и суточные лицам, не указанным в приказе, а также отсутствие подписей участников соревнований в получении денежных средств.
- допущено 3 факта неправомерной оплаты командировочных расходов на общую сумму 25,4 тыс. рублей.
- установлено 22 факта включения в реестры на перечисление денежных средств (заработной платы) на лицевые счета физических лиц, не состоящих в трудовых отношениях с учреждением, на общую сумму 1 014,9 тыс. рублей (в 2017 году - 16 фактов на общую сумму 623,0 тыс. рублей, в 2018 году – 6 фактов на общую сумму 391,9 тыс. рублей).
- в нарушение п. 1 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 № 33н (далее – Инструкция №33н).ЦСП СК ЧР имени А.Игнатьева»не составлена и соответственно не представлена к проверке годовая бухгалтерская отчетность по всем формам, предусмотренным приложением к Инструкции № 33н. В то же время непредставление к проверке в полном объеме годовой бухгалтерской отчетности за 2018 год свидетельствует об их отсутствии и ставит под сомнение правильность ведения бухгалтерского учета в ЦСП СК ЧР имени А.Игнатьева» в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
- в нарушение статьи 11Федерального закона N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»,п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, Инструкции № 191 н,СШОР №7 им. В. Ярдывыверки взаимных расчетов произведены не со всеми Заказчиками услуг. Кроме того, ЦСП СК ЧР имени А.Игнатьева»инвентаризация имущества и финансовых обязательств не проводилась, что фактически свидетельствует об отсутствии подтверждениядостоверности представленной годовой отчетности за 2018 год.
- в нарушение п. 351 Инструкции № 157н, ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ учреждениями не отражены банковские гарантии, предъявленные поставщиками в обеспечение исполнения заключенных контрактов, в бюджетном учете на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» СШОР №7 им. В. Ярды;
- в нарушение требований статья 9 Федерального закона №402-ФЗ установлено два факта несвоевременного принятия к учету поступивших материальных ценностей ЦСП СК ЧР имени А.Игнатьева (задержка составила до 40 календарных дней).
- несоответствие сумм дебиторской и кредиторской задолженностей, отраженных в аналитической учете (оборотно-сальдовых ведомостях) по состоянию на 31.12.2017 суммам задолженностей, отраженным в указанных документах по состоянию на 01.01.2018.
Так, например, по данным оборотно-сальдовой ведомости по счету 208.00 «Расчеты с подотчетными лицами» за счет средств иной целевой субсидии за 2017 год по состоянию на 31.12.2017 за И. числилась дебиторская задолженность в сумме 647 126,87 рублей, тогда как по состоянию на 01.01.2018 числится дебиторская задолженность за указанным лицом в сумме 568 232,58 рублей. Таким образом, отклонение составило 78 894,29 рублей.
по состоянию на 01.01.2017 и 31.12.2017 за С. числилась дебиторская задолженность в сумме 215 709,94 рубля, тогда как по состоянию на 01.01.2018 числится дебиторская задолженность за указанным лицом в сумме 283 194,71 рубль. Таким образом, отклонение составило 67 484,57 рубля.
По состоянию на 31.12.2017 перед С. числилась кредиторская задолженность в сумме 280 317,74 рубля. В то же время по оборотно-сальдовой ведомости по указанному счету за 2018 год по состоянию на 01.01.2018 числится кредиторская задолженность перед указанным лицом в сумме 199 202,14 рублей. Таким образом, отклонение составило 81 115,60 рублей.
- допущенные нарушения по ведению бухгалтерского учета, выявленные Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики в рамках контрольного мероприятия, в целом указывают на признаки составления и представления в контролирующие органы недостоверной бухгалтерской отчетности.
Кроме того, в ходе проверки в СШОР №7 им. В. Ярды выявлено, что в составе незавершенного строительства учтены кассовые расходы на сумму 1 156,3 тыс. рублей на разработку ПСД, выполненной в 2014 году. При этом имеются риски признания указанных расходов на разработку ПСД неэффективными по причине неактуальности проектно-сметной документации и не соответствия ее требованиям действующего законодательства.
Вместе с тем выявленные нарушения при использовании бюджетных средств свидетельствуют о том, что Минспорт Чувашии не обеспечил соблюдение получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении, предусмотренные статьей 158 Бюджетного кодекса РФ.
Минспорта Чувашии не обеспечен должный внутренний финансовый контроль за деятельностью подведомственных учреждений, допустивших вышеуказанные нарушения и недостатки.