Контрольно-счетная палата Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

06. Заключение Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики на проект закона Чувашской Республики «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года»

Заключение

Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики на проект закона Чувашской Республики «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года»

 

Заключение Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики на проект закона Чувашской Республики «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года» (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Законом Чувашской Республики «О Контрольно-счетной палате Государственного Совета Чувашской Республики». При его подготовке Контрольно-счетная палата Государственного Совета Чувашской Республики (далее - Контрольно-счетная палата) исходила из данных, содержащихся в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года (далее – Стратегия), а также были использованы аналитические материалы по направлениям деятельности Контрольно-счетной палаты и статистические данные о социально-экономическом положении Чувашской Республики.

Внесенный на рассмотрение Государственного Совета Чувашской Республики законопроект, направлен на осуществление корректировки проектных направлений и промежуточных ожидаемых результатов Стратегии с учетом экономической ситуации, сложившейся в результате негативного влияния мирового экономического кризиса, формирование условий и создание предпосылок для структурного обновления экономики, для восстановления ее роста и технологической базы, а также формирование новой посткризисной модели воспроизводства, отличной от действовавшей в предыдущие годы и внедрение инноваций в реальный сектор экономики.

Базовым годом для Стратегии был установлен 2006 год, относительно которого была построена «Система стратегических целей». На момент принятия Стратегии отдельные показатели 2006 года носили оценочный характер. На сегодняшний день статистические органы имеют утвержденные окончательные итоги 2006 года. Ниже приведена таблица отдельных расхождений между параметрами в таблице «Основные показатели социально-экономического положения Чувашской Республики и Российской Федерации в 2006 году» (пункт 1.1. Стратегии) и фактическими итогами 2006 года.

 

Показатели

В Стратегии

По данным Госстата

1. Валовой региональный продукт – Чувашия (мрд. рублей)

76,6

93,2

ВВП - Россия

26 781,0

22 492,1

доля Чувашии

0,29%

0,41%

на душу населения - Чувашия

59,4(ошибочно указано70,9)

72,3

на душу населения - Россия

188,1

158,0

отношение: Чувашия / Россия

31,6%(ошибочно указано 37,7%)

54,6%

2. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами – Чувашия, (млрд.рублей)

70,3

74,3

3. Продукция сельского хозяйства, (млрд.рублей)

15,8

16,2

4. Внешнеторговый оборот, (млн. долл. США)

250,0

414,9

5. Инвестиции в основной капитал, (млрд. рублей)

26,5

25,86

6. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, (тыс. человек)

260

276,5

 

Соответственно подлежат корректировке показатели по России, расчетные показатели на душу населения по Чувашии и России, расчетные показатели доли Чувашии в общероссийских показателях.

Вносимый законопроект отражает изменения в реалиях, связанных с влиянием системного мирового кризиса. Так, в разделе II «Миссия и стратегические приоритеты социально-экономического развития Чувашской Республики», подразделе 2.2 «Система стратегических целей» пересматриваются промежуточные значения показателей до 2015 года, но при этом конечные значения показателей 2020 года остались неизменными. Ряд целевых показателей подраздела 2.2, представленных в табличной форме, исключён или заменён на другие, исходя из новых реалий. Вместо 40 показателей законопроектом предусмотрено 26 показателей.

Законопроектом оптимизирован также перечень индикаторов оценки достижения стратегических целей, предусмотренные в разделе V Стратегии - вместо 13 наименований индикаторов стало 6.

Сопоставляя достижение темпов роста в 2020 году по сравнению с базовым 2006 годом таких индикаторов оценки, как валовой региональный продукт на душу населения, среднемесячная заработная плата одного работника, и целевой показатель из подраздела 2.2. «Реальная заработная плата», видим следующее:

При темпе роста ВРП в 6,2 раза, рост среднемесячной заработной платы прогнозируется в 7,7 раза, а рост реальной заработной платы – лишь в 3,5 раза. Это свидетельствует, с одной стороны, о том, что активное внедрение в экономику передовых технологий (нано-, био-, информационных, управленческих и др.) позволит более быстрыми темпами увеличить номинальную заработную плату работников. Но, с другой стороны, прогнозирование в Стратегии роста реальной заработной платы в два с лишним раза ниже номинальной вызывает недоумение. Либо прогнозируется сохранение высокого уровня инфляции потребительских цен вплоть до 2020 года (в Стратегии отсутствует показатель индекса инфляции), либо это просчет в прогнозировании. В основе высоких темпов инфляции лежат высокие цены и их темпы роста по топливно-энергетическим ресурсам и транспортным услугам. Но в действующей Стратегии и в законопроекте о внесении в неё изменений не предусмотрены целевые показатели и их обоснование по внедрению энергосберегающих технологий.

В подразделе 2.3. Стратегии в законопроекте по-новому расставлены проектные направления реализации республиканских целевых программ. Принятие законопроекта потребует от государственных заказчиков серьезных корректировок действующих программ, в том числе доработки мер по реализации более высоких целей, введения в программы новых индикаторов оценки в свете обновленной Стратегии.

Например, в пункте 4 подраздела 2.2. «Система стратегических целей» предусматривается обеспечение населения к концу 2015 года общей жилой площадью жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя, не менее 25,6 кв. метров, а в 2020 году – 34,1 кв. метров. В республиканской комплексной программе государственной поддержки строительства жилья на 2006-2015 запланирован на 2015 год индикатор 22,7 кв. метра. И нет в этой и других программах целевого показателя обустройства жилищного фонда водопроводом, канализацией, горячим водоснабжением (требование пункта 5 подраздела 2.2.).

Аналогично, в республиканской целевой программе развития потребительского рынка и сферы услуг отсутствует такой индикатор, как «Производство услуг (рыночных и нерыночных) на одного жителя, исходя из требования пункта 6 подраздела 2.2.

В пункте 15 подраздела 2.2. Стратегии предусмотрено довести удельный вес прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций в их общем объеме в 2015 году до 80,0 процентов, в 2020 году – до 85,0%. Но в республиканской целевой программе развития агропромышленного комплекса и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия такая цель, пути её достижения и, соответственно, индикатор оценки не значатся.

Законопроект предусматривает реализацию новой задачи «Формирование делового климата для развития предпринимательства» в рамках цели «Обеспечение высоких темпов экономического роста», показатель которой «Доля продукции (работ, услуг), произведенной малыми и средними предприятиями, в валовом региональном продукте» к 2020 году должен достигнуть уровня 42,0%. Данный показатель соответствует параметрам Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010-2020 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2009 года №105. Однако значения показателя за 2006 год составляют 10,6%, за 2007 год – 13,6%, что подтверждается актом проверки Контрольно-счетной палаты от 29 июля 2009 года и отчетными материалами Минэкономразвития Чувашии. Но в пункте 17 подраздела 2.2. в обновляемой редакции Стратегии вышеуказанный целевой показатель отражен по 2006 году 19,0%, по 2007 году – 19,5%. Это значит, что индикатор по 2020 году должен быть другим.

 

Выводы и предложения:

 

Целевые показатели и индикаторы оценки достижения стратегических целей в законопроекте достаточно полно обоснованы текстовой частью в подразделе 2.3. «Приоритетные направления развития». Основательно проработаны и описаны территориальные направления развития зон развития муниципальных образований. В приложении № 2 приведены реализуемые инвестиционные проекты пообъектно с описанием стоимости, объемов инвестиций, сроков реализации и окупаемости проектов. По большинству проектов сроки реализации определены не к концу текущей десятилетки, а на ближайшие 5 лет.

Законопроект требует некоторой доработки целевых показателей и их обоснования. В частности:

уточнить значения базовых показателей 2006 года по объемам валового регионального продукта, отгруженных товаров, продукции сельского хозяйства, внешнеторгового оборота, инвестиций в основной капитал, численности населения с доходами ниже прожиточного минимума; процентного показателя доли продукции (работ, услуг), произведенной малыми и средними предприятиями в валовом региональном продукте;

 пересмотреть или обосновать низкие по сравнению со среднемесячной заработной платой темпы роста реальной заработной платы по сравнению с темпами роста среднемесячной заработной платы;

ввести в подраздел «Система стратегических целей» показатель индекса потребительских цен, в подраздел «Приоритетные направления развития» - проектные направления удешевления топливно-энергетических расходов.

Привести в соответствие целевым показателям и индикаторам оценки достижения стратегических целей данные республиканских комплексных и целевых программ.

 

 

Председатель                                                             Ю.Л. Лаврентьев

 

11.02.2010

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
428004, г. Чебоксары, Президентский бульвар, 10
Телефон: (8352) 62-13-83
Факс: (8352) 62-40-57
E-Mail: kcp@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика