Утверждаю
Председатель
Контрольно-счетной палаты
Государственного Совета
Чувашской Республики
Ю.Л. Лаврентьев
9 марта 2010 года
Отчет
о результатах проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных из республиканского бюджета Чувашской Республики на содержание Государственного учреждения здравоохранения «Республиканская детская клиническая больница» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, за 2008 - 2009 годы.
Основание для проведения проверки: план работы Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики на 2010 год (пункт 1.3.10.), утвержденный постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 17.11.2009 №520 и удостоверение на право проведения проверки от 12.01.2010 №1, выданное председателем Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики.
Цель проверки: контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделенных из республиканского бюджета Чувашской Республики.
Объект проверки: Государственное учреждение здравоохранения «Республиканская детская клиническая больница» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
Предмет проверки: документы, подтверждающие объемы финансирования и использования средств, выделенных из республиканского бюджета Чувашской Республики.
Состав исполнителей: начальник контрольно-экспертного отдела аппарата Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики Цепков Б.Н., заведующий сектором информационно-юридического обеспечения контрольно-экспертного отдела аппарата Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики Иванов Д.А. и главный специалист сектора информационно-юридического обеспечения контрольно-экспертного отдела аппарата Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики Нюнько Н.Г.
Срок проведения проверки: проверка начата 13 января 2010 года и окончена 19 февраля 2010 года (перерыв с 15 по 18 февраля т.г.). По результатам проверки составлен акт от 19 февраля 2010 года, который подписан без возражений.
Проверкой установлено:
Юридический адрес Государственного учреждения здравоохранения «Республиканская детская клиническая больница» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее - Учреждение): 428020, г. Чебоксары, ул. Гладкова, дом 27.
Распорядителями денежных средств в проверяемом периоде являлись:
- с правом первой подписи - главный врач Учреждения: Кузьмин В.И. (до 28 марта 2008 года), и.о. главного врача Александрова Н.Ф. (с 29 марта по 19 ноября 2008 года), и.о. главного врача Иванова Т.И. (с 20 ноября по 29 декабря 2008 года), и.о. главного врача Павлов А.А. (с 29 декабря 2008 года по 4 феварял 2009 года), главный врач Павлов А.А. (с 5 февраля 2009 года по настоящее время);
- с правом второй подписи - главный бухгалтер Учреждения: Мурзакова Э.Н. (до 24 июня 2008 года) и Казарина О.М. (с 25 июня 2008 года по настоящее время).
1. Анализ нормативной правовой базы и учредительных документов, регулирующих деятельность Учреждения.
Учреждение является юридическим лицом, координация и регулирование деятельности которого осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее - Минздравсоцразвития Чувашии), имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в органах казначейства Министерства финансов Чувашской Республики, печать со своим наименованием, штамп, бланки.
Устав Учреждения утвержден приказом Минздравсоцразвития Чувашии от 22.05.2005 №252, согласован с Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (распоряжение от 14.05.2002 №676-р) и зарегистрирован постановлением Главы администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 21.06.2008 №989.
Согласно Уставу, целью создания Учреждения является: высококвалифицированная помощь детскому населению Чувашской Республики; организация и методическое руководство работы служб охраны здоровья детей в Чувашской Республике.
Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности по оказанию высококвалифицированной помощи детскому населению и организации и методическому руководству работы служб охраны здоровья детей в Чувашской Республики:
- обеспечение в полном объеме стационарной квалифицированной и поликлинической (консультативной) медицинской помощи детскому населению Чувашской Республики;
- оказание неотложной медицинской помощи при острых и внезапных состояниях, вне зависимости от места жительства;
- апробация и внедрение в практику работы современных форм амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи;
- руководство и контроль за постановкой статистического учета и отчетности в лечебно-профилактических учреждениях республики, составление сводных статистических отчетов и анализ качественных показателей состояния медицинской помощи детям в целом по республике;
- разработка научно-практических предложений по лечебно-диагностическому процессу, рациональному использованию коек в республике; обеспечение повышения квалификации врачей и среднего медперсонала лечебно-профилактических учреждений республики.
Имущество Учреждения является государственной собственностью Чувашской Республики и закреплено за Учреждением на праве оперативного управления. Уполномоченным органом, осуществляющим управление и распоряжение республиканским имуществом, является Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики.
Источниками формирования имущества Учреждения, в том числе финансовых ресурсов (средств) согласно Уставу, являются: имущество, закрепленное собственником или уполномоченным им органом в установленном порядке; имущество, приобретенное за счет бюджетных средств, выделяемых Учреждению по смете; бюджетные ассигнования и другие поступления от Минздравсоцразвития Чувашии; внебюджетные средства; доход, полученный от платных видов разрешенной Учреждению предпринимательской деятельности; доходы от ценных бумаг; безвозмездные и благотворительные взносы, добровольные пожертвования юридических и физических лиц; иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации и Чувашской Республики.
Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития выданы лицензии: от 10.08.2006 №99-01-004489, серия ФС-1 0000155 со сроком действия до 10 августа 2011 года (на 5 лет), от 06.06.2008 №21-01-000276, серия ФС-1 0034649 со сроком действия до 6 июня 2013 года (5 лет) и лицензия от 19.08.2009 №21-01-000333, серия ФС-1 0069565 со сроком действия до 19 августа 2014 года (на 5 лет) на право осуществления Учреждением медицинской деятельности, определенной Уставом. В приложениях к данным лицензиям указываются виды медицинской помощи, которые могут оказываться Учреждением.
Учреждение действует на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, других действующих законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации и Чувашской Республики, а также Устава Учреждения.
2. Проверка правильности составления бюджетных смет, обоснованность расчетов к ним. Выполнение требования бюджетного законодательства при выделении бюджетных средств.
Сметы по средствам республиканского бюджета Чувашской Республики на 2008 год утверждены Минздравсоцразвития Чувашии 15 ноября 2007 года по разделу 09 «Здравоохранение, физическая культура и спорт» в общей сумме 56 672,5 тыс. рублей, в том числе:
- по подразделу 01 «Стационарная медицинская помощь», целевым статьям 470 99 00 «Обеспечение деятельности подведомственных учреждений» и 471 99 00 «Обеспечение деятельности подведомственных учреждений», виду расходов 001 «Выполнение функций бюджетными учреждениями» - 55 457,5 тыс. рублей.
- по подразделу 10 «Другие вопросы в области, здравоохранения, физической культуры и спорта», целевым статьям 522 15 00 «Подпрограмма «Здоровое поколение» республиканской целевой программы «Дети Чувашии» на 2007-2010 годы» и 522 28 00 «Подпрограмма «Онкология» республиканской целевой программы «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями» на 2008-2011 годы», виду расходов 079 «Мероприятия в области здравоохранения, спорта и физической культуры, туризма» - 1 215,0 тыс. рублей.
В течение 2008 года Учреждению произведено изменение бюджетных ассигнований, с учетом которых сметные назначения на 2008 год составили 62 219,0 тыс. рублей, что на 5 546,5 тыс. рублей больше первоначально утвержденных бюджетных назначений или на 9,8%.
Согласно «Отчету об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» по состоянию на 1 января 2009 года Учреждению из республиканского бюджета зачислены бюджетные ассигнования в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств и произведено кассовых расходов на общую сумму 62 219,0 тыс. рублей, или смета исполнена на 100,0%.
Сметы по средствам республиканского бюджета Чувашской Республики на 2009 год утверждены Минздравсоцразвития Чувашии 20 ноября 2008 года по разделу 09 «Здравоохранение, физическая культура и спорт» в общей сумме 85 775,9 тыс. рублей, в том числе:
- по подразделу 01 «Стационарная медицинская помощь» - 64 604,2 тыс. рублей,
- по подразделу 02 «Амбулаторная помощь» - 19 586,7 тыс. рублей;
- по подразделу 10 «Другие вопросы в области, здравоохранения, физической культуры и спорта», целевая статья 522 15 00 (подпрограмма «Здоровое поколение» республиканской целевой программы «Дети Чувашии» на 2007-2010 годы»), 522 28 00 (подпрограмма «Онкология» республиканской целевой программы «Предупреждение борьба с социально-значимыми заболеваниями» на 2008-2011 годы») и 522 29 00 (подпрограмма «Совершенствование хирургической помощи населению Чувашской Республики» республиканской целевой программы «Совершенствование специализированных видов медицинской помощи населению Чувашской Республики») - 1 585,0 тыс. рублей.
В течение 2009 года Учреждению уменьшено финансирование на 21 621,0 тыс. рублей, с учетом которых сметные назначения на 2009 год составили 64 154,9 тыс. рублей, что на 25,2% меньше первоначально утвержденных бюджетных назначений. Основная доля снижения финансирования связана с тем, что во исполнение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.09.2007 №235 и в соответствии с приказом Минздравсоцразвтия Чувашии от 24.12.2008 №1212 с 1 января 2009 года прекращена деятельность обособленного подразделения - отделение восстановительного лечения Учреждения путем передачи его ГУЗ «Республиканский детский санаторий «Лесная сказка» (справка-уведомление от 06.02.2009 №52 о сокращении финансирования на 19 585,3 тыс. рублей).
Согласно «Отчету об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» по состоянию на 1 января 2010 года лимит бюджетных обязательств утвержден в сумме 64 154,9 тыс. рублей, кассовое исполнение составляет 62 366,6 тыс. рублей, или на 97,2%. Согласно выписки с лицевого счета получателя средств республиканского бюджета Чувашской Республики №03855260271 остаток неиспользованных лимитов бюджетных обязательств числился в сумме 1 788,3 тыс. рублей (экономическая статья расходов 223 «Коммунальные услуги»). В вышеуказанном отчете в графе 5 «Лимиты бюджетных обязательств» следовало отразить объем лимитов в сумме 64 154, 9 тыс. рублей, однако Учреждением в данной графе отражено 62 366,6 тыс. рублей. Кроме того, в данном отчете неиспользованных остаток средств республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 1 788,3 тыс. рублей не отражен в графе 11 «Неисполненные назначения по лимитам бюджетных обязательств».
Таким образом, в «Отчете об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» по состоянию на 1 января 2010 года допущено искажение бухгалтерской отчетности на сумму 1 788,3 тыс. рублей (на 2,8 %), что является нарушением Федерального Закона Российской Федерации от 21.11.96 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Инструкции по бюджетному учету от 10.02.2006 №25н и от 30.12.2008 №148н.
В ходе настоящей проверки внесены соответствующие исправления в «Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» по состоянию на 1 января 2010 года, где остаток средств республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 1 788,3 тыс. рублей отражен в графе 11 «Неисполненные назначения по лимитам бюджетных обязательств» и данный отчет с исправлениями сдан в Минздравсоцразвития Чувашии. Во исполнение статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации остаток бюджетных средств в размере 1 788,3 тыс. рублей, внесен в республиканский бюджет Чувашской Республики.
3. Проверка правильности образования и использования средств, полученных Учреждением от приносящей доход деятельности.
Минздравсоцразвития Чувашии на основании генерального разрешения от 24.10.2005 №055025, выданное ему Министерством финансов Чувашской Республики, выдало Учреждению разрешение от 25.10.2005 №025025 (продлено от 25.03.2009 №001008) на открытие лицевого счета по учету средств, от приносящей доход деятельности.
На основании разрешений в Управлении казначейства Министерства финансов Чувашской Республики Учреждению с 1 января 2007 года открыт лицевой счет №06855260274.
Источниками формирования доходов от приносящей доход деятельности являются доходы, определенные разрешениями.
В 2008-2009 годах в Учреждении оказывались платные медицинские услуги на основании прейскуранта, утвержденного главным врачом Учреждения 7 ноября 2007 года и согласованного с министром здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
Внебюджетная смета Учреждения на 2008 год утверждена Минздравсоцразвития Чувашии в сумме 5 100,0 тыс. рублей.
В течение 2008 года до Учреждения доводились справки-уведомления об изменении ассигнований средств полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, с учетом которых сметные назначения по расходам составили 7 284,8 тыс. рублей, что на 2 184,8 тыс. рублей больше первоначальных бюджетных назначений (на 42,8%), по доходам - 6 584,0 тыс. рублей, что на 1 484,0 тыс. рублей больше первоначальных бюджетных назначений (на 29,1%).
По состоянию на 1 января 2008 года на лицевом счете №06855260274 числился остаток средств сумме 700,8 тыс. рублей, в том числе: остаток средств по платным медицинским услугам в размере 635,7 тыс. рублей и остаток средств по безвозмездным поступлениям 65,1 тыс. рублей.
По данным «Отчета об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета» по состоянию на 01.01.2009 Учреждению на 2008 год сметные назначения по доходам утверждены в сумме 6 584,0 тыс. рублей и по расходам - в сумме 7 284,8 тыс. рублей.
В 2008 году доходов всего поступило на общую сумму 7 276,6 тыс. рублей (исполнение составило 110,5%), в том числе: доходы от продажи услуг - 6 765,4 тыс. рублей (106,8%) и прочие безвозмездные поступления - 511,3 тыс. рублей (205,3%).
Кассовые расходы 2008 году составили 7 057,6 тыс. рублей, что на 227,2 тыс. рублей ниже утвержденных расходов, или смета расходов исполнена на 96,9%. По состоянию на 1 января 2009 года на лицевом счете числился остаток средств в сумме 919,8 тыс. рублей, остаток средств по платным медицинским услугам в размере 430,3 тыс. рублей и остаток средств по безвозмездным поступлениям 489,5 тыс. рублей.
Внебюджетная смета Учреждения на 2009 год утверждена Минздравсоцразвития Чувашии 20 ноября 2008 года в сумме 8 250,0 тыс. рублей.
В течение 2009 года до Учреждения доведены справки-уведомления об изменении ассигнований средств полученных от приносящей доход деятельности. С учетом изменений сметные назначения по расходам составили 5 278,4 тыс. рублей, что меньше первоначальных бюджетных назначений на 2 971,6 тыс. рублей (на 36,0%). Основной причиной сокращения финансирования связано с прекращением деятельности обособленного подразделения - отделение восстановительного лечения Учреждения путем передачи его ГУЗ «Республиканский детский санаторий «Лесная сказка».
Доходы по средствам, полученным от приносящей доход деятельности (с учетом внесенных изменений) утверждены в объеме 4 358,5 тыс. рублей, что на 3 891,5 тыс. рублей меньше первоначальных бюджетных назначений (на 47,2%), что также связано с прекращением деятельности вышеуказанного структурного подразделения Учреждения.
Согласно «Отчету об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета» по состоянию на 01.01.2010 Учреждением сметные назначения по доходам исполнены в сумме 4 234,7 тыс. рублей, или на 97,2% от утвержденных годовых назначений, по расходам кассовое исполнение составило 4 637,5 тыс. рублей, или на 87,9% от утвержденных годовых назначений.
По состоянию на 1 января 2010 года на лицевом счете №06855260274 числился остаток средств в сумме 517,0 тыс. рублей, в том числе 14,8 тыс. рублей остаток средств по платным медицинским услугам и 502,2 тыс. рублей остаток средств по безвозмездным поступлениям.
Учреждением в 2008 году заключено 25 договоров на сумму 4 475,7 тыс. рублей и в 2009 годах 25 договора на сумму 6 028,2 тыс. рублей на предоставление бесплатной медицинской помощи в соответствии с муниципальным заданием по реализации Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Чувашской Республики. Все эти договора подписаны Минздравсоцразвития Чувашии, ОАО «Страховая компания «Чувашия-Мед», МУП «Страховая больничная касса г. Новочебоксарск» и администрациями городов и районов Чувашской Республики, а также МУЗами, соответствующих районов.
Следует отметить, что во внебюджетных сметах Учреждения, как на 2008, так и на 2009 годы, в доходной части не в полном объеме учтены доходы в рамках вышеуказанных договоров.
Проверкой установлено, что во внебюджетных сметах 2008 - 2009 годов Учреждением учтены доходы в объеме оплаченных сумм по предоставленной бесплатной медицинской помощи согласно заключенным договорам, в 2008 году в сумме 1 500,0 тыс. рублей, а в 2009 году - 2 500,0 тыс. рублей. Хотя заключено договоров, в 2008 году на сумму 4 475,7 тыс. рублей и в 2009 году - на 6 028,2 тыс. рублей.
Таким образом, в нарушение статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации во внебюджетных сметах Учреждения на 2008-2009 годы не в полном объеме учтены доходы по вышеуказанным договорам и в результате занижены доходы на общую сумму 6 503,9 тыс. рублей, в том числе: в 2008 году - на 2 975,7 тыс. рублей и в 2009 году - на 3 528,2 тыс. рублей.
4. Законность и целевое использование средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных Учреждению.
4.1. Соблюдение порядка расходования бюджетных средств.
Выборочной проверкой соблюдения требований Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Федеральный закон) установлено следующее.
В соответствии с приказами Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 26.11.2007 №775 и от 23.12.2008 №1202 Учреждению переданы права государственного заказчика на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и внебюджетных источников финансирования для государственных нужд в пределах выделенных ему объемов финансирования из республиканского бюджета Чувашской Республики на 2008-2009 годы, а также в пределах утвержденных смет доходов и расходов от приносящей доход деятельности.
В соответствии с Федеральным законом, в целях обеспечения эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств, в Учреждении утверждена котировочная комиссия по организации закупок основных средств, материальных запасов, оказания услуг, работ для нужд больницы путем проведения запроса котировок цен (приказы главного врача от 24.09.2007 №120 и от 30.01.2009 №26).
В 2008-2009 годах Учреждением способом запроса котировок заключено 224 государственных контрактов на сумму общую сумму 73 671,0 тыс. рублей.
В соответствии со статьей 73 Бюджетного Кодекса Российской Федерации в Учреждении ведется реестр закупок.
В ходе настоящей проверки проверено заключение и исполнение договоров на оказание Учреждению коммунальных услуг за 2008-2009 годы.
Проверкой установлено, что Учреждением в проверяемом периоде государственные контракты с поставщиками коммунальных услуг заключены в объемах меньше утвержденных годовых лимитов бюджетных обязательств:
- в 2008 году - на 301,1 тыс. рублей (утверждено финансирование за счет средств республиканского бюджета в сумме 7 000,0 тыс. рублей, заключено договоров - на 6 698,9 тыс. рублей);
- в 2009 году - на 4 960,3 тыс. рублей (утверждено финансирование за счет средств республиканского бюджета в сумме 12 200,0 тыс. рублей, заключено договоров - на 7 039,7 тыс. рублей).
Таким образом, в нарушение статей 70 и 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации Учреждением не были заключены соответствующие договора с поставщиками коммунальных услуг в 2008 году на 301,1 тыс. рублей и в 2009 году - на 4 960,3 тыс. рублей.
В течение 2008 года Учреждению расходы за счет средств республиканского бюджета на коммунальные услуги уменьшены на 800,0 тыс. рублей (на 11,4%) и составили 6 200,0 тыс. рублей. С учетом дополнительных соглашений, Учреждением поставщикам коммунальных услуг за их услуги, государственными контрактами предусмотрено оплатить за счет средств республиканского бюджета в сумме 6 200,0 тыс. рублей.
Необходимо отметить, что и в 2009 году Учреждению расходы на коммунальные услуги за счет средств республиканского бюджета также уменьшены на 3 372,0 тыс. рублей, или на 27,6%. Кроме того, по итогам данного финансового года с лицевого счета снят остаток средств в сумме 1 788,2 тыс. рублей. Таким образом, Учреждению на 2009 год расходы по экономической статье расходов 223 «Коммунальные услуги» утверждены на 5 160,2 тыс. рублей (на 42,3%) больше реальной потребности, что является нарушением статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
4.2. Осуществление безналичных расчетов (банковских операций).
Проверка банковских операций произведена за 4 квартал 2009 года. Ко всем выпискам из лицевого счета приложены оправдательные документы.
Фактов перечисления бюджетных средств на депозитные счета коммерческих банков, а также оказания спонсорской помощи коммерческим структурам в проверяемом периоде не установлено.
4.3. Оплата труда работников Учреждения.
В соответствии с приложением 1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.1999 №377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения» приказом Минздравсоцразвития Чувашии Учреждение отнесено к I группе по оплате труда руководителей.
Бюджетная смета (поликлиника) на 2008 год утверждена Минздравсоцразвития Чувашии 15 ноября 2007 года в объеме 12 619,0 тыс. рублей, в том числе фонд оплаты труда в сумме 5 328,5 тыс. рублей.
Бюджетная смета (стационар) на 2008 год утверждена Минздравсоцразвития Чувашии 15 ноября 2007 года в объеме 42 838,5 тыс. рублей, в том числе фонд оплаты труда в сумме 18 428,3 тыс. рублей.
Внебюджетная смета Учреждения на 2008 год утверждена Минздравсоцразвития Чувашии 15 ноября 2007 года в объеме 5 100,0 тыс. рублей, в том числе фонд оплаты труда в сумме 1 700,0 тыс. рублей.
Штатное расписание на 2008 год утверждено Минздравсоцразвития Чувашии 15 ноября 2007 года в количестве 783 единицы, в том числе: врачей - 147,25 единиц, прочий немедицинский персонал - 11,75 единиц, средний медицинский персонал - 287,25 единиц, младший медицинский персонал - 195,5 единиц и административно-хозяйственный персонал - 140,75 единиц.
Тарификационные списки работников Учреждения составлены в разрезе категорий персонала по каждой должности (профессии) каждого структурного подразделения.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.01.2008 №19 «О повышении оплаты труда работников государственных учреждений Чувашской Республики и внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Чувашской Республики», в целях реализации Указа Президента Чувашской Республики от 14.01.2008 №3 «О досрочном повышении заработной платы работникам бюджетной сферы в Чувашской Республике» на основании приказа Минздравсоцразвития Чувашии от 11.02.2008 №65-а «О повышении заработной платы работникам государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты» с 1 февраля 2008 года Учреждение повысило уровень оплаты труда на 14%, как участвующее в реализации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения. Оплата труда работников Учреждения осуществлялась на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.09.2007 №236 «О порядке оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Чувашской Республики, участвующих в реализации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения» (с изменениями в редакции постановления КМ ЧР от 30.09.2008 №296).
Во исполнение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 октября 2008 года «О введении новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений Чувашской Республики, а также гражданского персонала милиции общественной безопасности, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Чувашской Республики» и в соответствии с постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.11.2008 №347 «Об оплате труда работников бюджетных учреждений, занятых в сфере культуры, кинематографии, средств массовой информации», от 12.11.2008 №348 «О порядке оплаты труда работников бюджетных учреждений Чувашской Республики, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг», от 12.11.2008 №349 «Об утверждении Положения об оплате труда работников бюджетных учреждений Чувашской Республики, занятых в сфере образования и науки», от 02.12.2008 №364 «О порядке оплаты труда работников бюджетных учреждений Чувашской Республики, занятых в сфере физической культуры и спорта» издан приказ Минздравсоцразвития Чувашии от 02.12.2008 №1074 «О введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Чувашской Республики, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики».
Приказом Минздравсоцразвития Чувашии от 02.12.2008 №1074 утверждены и введены в действие с 1 января 2009 года соответствующие нормативные документы.
Во исполнение данного приказа Минздравсоцразвития Чувашии Учреждением произведены соответствующие расчеты для определения фонда оплаты труда работников на 2009 год. Также произведены расчеты оплаты труда главного врача Учреждения, его заместителей и других специалистов.
Бюджетные сметы Учреждения на 2009 год утверждены Минздравсоцразвития Чувашии 20 ноября 2008 года по разделу 09 «Здравоохранение, физическая культура и спорт» в общей сумме 84 190,9 тыс. рублей, в том числе: фонд оплаты труда - 31 716,5 тыс. рублей и начисления на оплату труда - 8 309,7 тыс. рублей.
Штатное расписание на 2009 год утверждено Минздравсоцразвития Чувашии 31 декабря 2008 года в количестве 716,5 единицы, в том числе: врачей - 137,5 единиц, средний медперсонал - 274,25 единиц, младший медперсонал - 186,5 единиц и прочий немедицинский персонал - 7 единиц. Кроме того, Минздравсоцразвития Чувашии 1 сентября 2009 года утверждено штатное расписание Центра восстановительного лечения детей (в составе ГУЗ РДКБ) с отделением амбулаторного восстановительного лечения и стационаром на 90 коек в количестве 221 единицы, в том числе: врачей - 22,25 единиц, прочий немедицинский персонал - 18,5 единиц, средний медперсонал - 102,75 единиц, младший медперсонал - 54,5 единиц и административно-хозяйственный персонал - 23 единицы.
В «Отчете о выполнении по сети, штатам и контингентам получателей бюджетных средств, состоящих на бюджете субъекта Российской Федерации и бюджетах муниципальных образований» по состоянию на 1 января 2010 года общая численность по Учреждению отражена в количестве 843,5 единицы (в течение 2009 года сокращено 94 единицы), в том числе: врачей - 151,25 единицы (сокращено 8,5 единицы), прочий немедицинский персонал - 23,5 единицы (сокращено 2 единицы), средний медперсонал - 340 единиц (сокращено 37 единиц), младший медперсонал - 217,5 единицы (сокращено 23,5 единицы) и административно-хозяйственный персонал - 111,25 единицы (сокращено 23 единицы). Сокращение численности персонала связано с тем, что в целях оптимизации и рационального использования специализированных коек, улучшения работы вспомогательных служб и во исполнение приказа Минздравсоцразвития Чувашии от 07.05.2009 №139 «О рационализации функционирования структурных подразделений больницы» издан приказ по Учреждению от 24.12.2009 №402 «О коечном фонде, структуре специализированных и вспомогательных служб».
Тарификационные списки работников Учреждения составлены в разрезе категорий персонала по каждой должности (профессии) каждого структурного подразделения.
Следует отметить, что во исполнение республиканской целевой программы дополнительной поддержки занятости населения Чувашской Республики на 2009 год, утвержденной постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.12.2008 №418 и от 26.06.2009 №198 Учреждением заключен договор с ГУ Центр занятости населения г. Чебоксары Государственной службы занятости населения Чувашской Республики от 27.06.2009 №07-159. Минздравсоцразвитием Чувашии выделено финансирование на оплату труда лицам, которые временно трудоустраивались в Учреждении. На эти цели Минздравсоцразвития Чувашии утвержден фонд оплаты труда в объеме 272,8 тыс. рублей и начисления на оплату труда - 71,5 тыс. рублей.
Выборочной проверкой правильности оплаты труда за 1 квартал 2009 года нарушений не установлено.
4.4. Анализ выполнения государственного заказа и планово-экономических показателей Учреждения.
Учреждению на 2008 год на оказание бесплатной медицинской помощи клинического уровня населению республики утвержден государственный заказ (план-задание), а в 2009 году Учреждением на предоставление бесплатной медицинской помощи в соответствии с государственным заданием по реализации Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Чувашской Республике с Минздравсоцразвития Чувашии заключен договор от 17 мая 2009 года.
Анализ выполнения Учреждением государственного задания на 2008-2009 годы представлен в следующей таблице:
|
2008 год |
2009 год |
Утверждено государственным заданием |
Фактически исполнено |
% |
Утверждено государственным заданием |
Фактически исполнено |
% |
Специализированная стационарная помощь клинического уровня,
койко-дни |
74 718 |
103 061 |
137,9 |
82 930 |
82 612 |
99,6 |
Специализированная амбулаторная помощь клинического уровня,
койко-дни |
21 319 |
18 374 |
86,0 |
23 012 |
22 930 |
99,6 |
Оказание помощи в дневных стационарах (педиатрия),
койко-дни |
|
|
|
2 400 |
2 816 |
117,3 |
Пролечено больных,
человек |
6 011 |
8 016 |
133,3 |
6 651 |
6 598 |
99,2 |
Средняя продолжительность лечения,
дни |
12,43 |
12,62 |
101,5 |
12,47 |
12,52 |
100,4 |
Всего количество коек в 10 стационарных отделениях Учреждения |
406 |
306 |
в том числе: |
|
|
- материнские койки |
25 |
- |
Кроме того: |
|
|
Количество коек в анестезиолого-реанимационном отделении |
6 |
6 |
Количество коек в дневном стационаре при поликлинике |
|
30 |
Выполнение Учреждением показателей государственного заказа (плана задания) за 2008 год по оказанию специализированной стационарной и амбулаторной помощи клинического уровня составило 137,9% и 86,0% соответственно, а за 2009 год - 99,6%. За 2009 год оказано помощи в дневных стационарах (педиатрия) в объеме 2 816 пациенто-дней (117,3%).
Фактически в рамках государственного заказа оказано специализированной стационарной помощи клинического уровня в 2008 году 8 016 детям (133,3%), в 2009 году - 6 598 (99,2%). При этом средняя продолжительность лечения в 2008 году составила 12,62 дней (101,5%), в 2009 году - 12,52 дней (на 100,4%).
Согласно приказу Минздравсоцразвития Чувашии от 24.12.2008 №1212 отделение восстановительного лечения Учреждения с 1 января 2009 года присоединено к ГУЗ «Республиканский детский санаторий «Лесная сказка» с передачей коечного фонда Учреждения в количестве 100 коек.
В консультативной поликлинике Учреждения детям оказывалась специализированная амбулаторная помощь клинического уровня. В проверяемый период в данной поликлинике имелись следующие детские кабинеты: стоматологический, онкологический, эндокринологический, кардиологический, неврологический, аллерголого-иммунологический, офтальмологический, отоларингологический, нефрологический, гастроэнтерологический, гинекологический, гематологический, хирургический, пульмонологический, кабинет врача педиатра, сурдологический и центр эпилепсии. Также для оказания специализированной амбулаторной помощи в Учреждении имелись Центр восстановительного лечения, отделение функциональной диагностики, рентгенологический кабинет, физиотерапевтическое отделение, клиническая и бактериологическая лаборатория.
Анализ фактической стоимости 1 койко-дня показывает, что в 2008 году этот показатель по сравнению с 2007 годом повысился на 340,3 рублей, или на 36,2% (в 2007 году стоимость 1 койко-дня - 940,44 рубля, в 2008 году - 1 280,72 рубля).
На 2009 год согласно «Сведениям о результатах деятельности» план стоимости 1 койко-дня установлен в общей сумме 1 056,13 рубля, или на 224,59 рубля ниже уровня фактической стоимости 2008 года (на 17,5%), а фактическая стоимость 1 койко-дня составила 1 161,68 рубля, или по сравнению с 2008 годом меньше на 119,04 рубля (на 9,3%).
В 2008 году средняя месячная зарплата 1 работника по Учреждению составила 10 456 рубля (по сравнению с 2007 годом рост составил 44,3%), в том числе: врача - 15 399 рубля (рост - на 44,3%), средний медицинский персонал - 11 179 рубля (рост - на 49,2%), младший медицинский персонал - 6 234 рубля (рост - на 30,9%).
В 2009 году средняя месячная зарплата 1 работника по Учреждению составила 8 876 рубля (по сравнению с 2008 годом снижение составило 15,1%), в том числе: врача - 13 760 рубля (снижение - на 10,6%), средний медицинский персонал - 8 678 (снижение - на 22,4%), младший медицинский персонал - 5 583 рубля (снижение - на 10,4%). Основной причиной снижения средней заработной платы работников является прекращение с июля 2008 года действия пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения. В рамках пилотного проекта осуществлялось дополнительное финансирование оплаты труда врачей и среднего медицинского персонала за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Также отменены с февраля 2009 года платные медицинские услуги, входящие в Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
4.4.1. Анализ оказания бесплатной медицинской помощи в соответствии с муниципальным заданием в Учреждении за 2008-2009 годы.
На 2008-2009 годы Учреждением с 25 муниципальными образованиями республики (кроме г. Чебоксары) заключались договора (план-задание) на предоставление бесплатной медицинской помощи гражданам, по следующим видам медицинской помощи:
|
2008 год |
2009 год |
Утверждено
муниципальным
заданием |
Фактически исполнено |
% |
Утверждено
муниципальным заданием |
Фактически исполнено |
% |
Специализированная стационарная помощь клинического уровня, койко-дни |
17 665 |
11 503 |
65,1 |
18 757 |
12 312 |
65,6 |
Специализированная амбулаторная помощь клинического уровня, койко-дни |
56 708 |
13 368 |
23,6 |
43 110 |
10 887 |
25,2 |
Предусмотрено оказание медицинской помощи согласно, заключенным договорам, тыс. рублей |
4 475,7 |
6 028,2 |
Оказано медицинской помощи в рамках муниципального задания,
тыс. рублей |
1 711,6 |
2 399,0 |
Поступило за оказанную медицинскую помощи в рамках муниципального задания, тыс. рублей |
1 285,7 |
1 324,6 |
В 2008 году Учреждением муниципальное задание по оказанию специализированной стационарной и амбулаторной помощи муниципального уровня детям исполнено в количестве 11 503 койко-дней (65,1%) и 13 368 посещений (23,6%) соответственно, в 2009 году - в количестве 12 312 койко-дней (65,6%) и 10 887 посещений (25,2%) соответственно.
Согласно реестрам по муниципальному заказу Учреждением за 2008 год, за оказанные детям медицинские услуги, на оплату муниципальным центральным районным больницам выставлены счета-фактуры на сумму 1 711,6 тыс. рублей. Согласно актам выверки ими оплачено только 1 285,7 тыс. рублей.
Денежные средства за оказанную медицинскую помощь в рамках муниципального задания зачислялись Учреждением на лицевой счет по учету средств от приносящей доход деятельности. То есть, по состоянию на 1 января 2009 года фактически у Учреждения имелась дебиторская задолженность за оказанные медицинские услуги в рамках муниципального задания в сумме 425,9 тыс. рублей. Однако в «Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» по состоянию на 1 января 2009 года по счету 205 «Расчеты по доходам» дебиторская задолженность по средствам от приносящей доход деятельности отражена только в сумме 56,6 тыс. рублей, вместо 482,5 тыс. рублей, т.е. допущено искажение отчетных данных.
За 2009 год по муниципальному заказу Учреждением оказано медицинской помощи в рамках муниципального задания на сумму 2 399,0 тыс. рублей. Согласно актам выверки расчетов с муниципальными центральными районными больницами следовало оплатить за оказанные Учреждением медицинские услуги 2 399,0 тыс. рублей, однако ими оплачено - 1 324,6 тыс. рублей.
Таким образом, по состоянию на 1 января 2010 года у Учреждения имелась дебиторская задолженность по средствам от приносящей доход деятельности в сумме 1 074,4 тыс. рублей, однако в балансе на эту дату по счету 205 «Расчеты по доходам» отражена дебиторская задолженность по средствам от приносящей доход деятельности лишь в сумме 48,2 тыс. рублей, вместо 1 122,6 тыс. рублей. То есть, Учреждением в нарушение Федерального Закона Российской Федерации от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Инструкций по бюджетному учету от 10.02.2006 №25н и от 30.12.2008 №148н допущено искажение бухгалтерских отчетных данных на 1 074,4 тыс. рублей.
Следует отметить, что в соответствии с муниципальным заданием по реализации Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Чувашской Республики Учреждением в 2008 году заключено 25 договоров на сумму 4 475,7 тыс. рублей и в 2009 году - 25 договоров на сумму 6 028,2 тыс. рублей. Фактически в 2008 году оказано услуг по данным договорам на сумму 1 711,6 тыс. рублей, при этом поступило средств в сумме 1 285,7 тыс. рублей. Таким образом, на 1 января 2009 года образовалась дебиторская задолженность муниципальных образований перед Учреждением в сумме 425,9 тыс. рублей (всего по 8 муниципалитетам, из них наиболее значительные суммы задолженности числились за администрациями Ядринского района (104 070,1 тыс. рублей), Канашского района (95 077,4 тыс. рублей), Чебоксарского района (85 672,5 тыс. рублей) и др.
Аналогично, в 2009 году Учреждением оказано медицинских услуг на сумму 2 399,0 тыс. рублей, фактически поступило 1 324,6 тыс. рублей, соответственно, образовалась дебиторская задолженность на 1 января 2010 года в сумме 1 074,4 тыс. рублей. В целом задолженность числилась по 15 муниципальным образованиям, наиболее крупные суммы задолженности числились за администрациями Цивильского района (245 738,5 тыс. рублей), Яльчикского района (85 660,6 тыс. рублей), Красноармейского района (75 236,6 тыс. рублей), Красночетайского района (61 433,9 тыс. рублей), Комсомольского района (57 496,3 тыс. рублей) и др.
Как, в 2008, так и в 2009 году, вышеуказанная дебиторская задолженность (задолженность муниципалитетов перед Учреждением за оказанные медицинские услуги в соответствии с муниципальным заданием по реализации Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Чувашской Республики) не отражены в бухгалтерском учете.
В бухгалтерском учете расчетов Учреждения в 2008 и 2009 годах объемы оказанных медицинских услуг в рамках выполнения Учреждением муниципальных заданий, отражены не в полной сумме фактически оказанных медицинских услуг (в 2008 - 1 711,6 тыс. рублей тыс. рублей, в 2009 - 2 399,0 тыс. рублей), а только в пределах фактически поступившей оплаты за выполненные медицинские услуги (в 2008 году - 1 285,7 тыс. рублей, 2009 год - 1 324,6 тыс. рублей), то есть в учете занижена дебиторская задолженность муниципальных учреждений здравоохранения за 2008 год - 425,9 тыс. рублей, за 2009 год - 1 074,4 на тыс. рублей.
В ходе настоящей проверки Учреждением учтены выявленные нарушения и в «Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 01.01.2010» и «Отчет о финансовых результатах деятельности по состоянию на 01.01.2010» внесены соответствующие исправления, бухгалтерская отчетность с соответствующими поправками сдана в Минздравсоцразвития Чувашии.
4.4.2. Выполнение Учреждением государственного и муниципального заказов за 2008 и 2009 годы.
Согласно «Отчету о выполнении плана по сети, штатам и контингентам получателей бюджетных средств, состоящих на бюджете субъекта Российской Федерации и бюджетах муниципальных образований» за 2008 год в Учреждении имелось 406 коек для оказания круглосуточной стационарной помощи. В 2008 году среднегодовое количество койко-дней по стационарной медицинской помощи при плане 92 383 койко-дней, фактически - 114 564 койко-дней, или выполнение составило 124,0%; по специализированной амбулаторной помощи клинического уровня детям - на 40,7% (план - 78 027 посещений, фактически - 31 729 посещений).
Согласно отчету за 2009 год в Учреждении имелось 306 коек для оказания круглосуточной стационарной помощи. В 2009 году среднегодовое количество койко-дней по стационарной медицинской помощи при плане 101 687 койко-дней, фактически - 94 931 койко-дней, или выполнение составило 93,4%, по специализированной амбулаторной помощи клинического уровня детям - на 51,2% (план - 66 122 посещений, фактически 33 837 посещений).
4.5. Правильность расходования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию Республиканских целевых программ.
Учреждению на 2008 - 2009 годы также выделялось финансирование на реализацию следующих республиканских целевых программ:
- «Дети Чувашии» (2007-2011 годы) подпрограммы «Здоровое поколение», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.09.2006 №238;
- «Предупреждение и борьба с социально - значимыми заболеваниями в Чувашской Республике (2008-2011 годы)» подпрограммы «Онкология», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.08.2007 №205;
- «Совершенствование специализированных видов медицинской помощи населению Чувашской Республики на 2007-2010 годы» подпрограммы «Совершенствование хирургической помощи населению Чувашской Республики», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.10.2006 №261.
Для исполнения вышеуказанных подпрограмм, Учреждению на 2008 год Минздравсоцразвития Чувашии утверждены бюджетные сметы на общую сумму 1 215,0 тыс. рублей, в том числе: 30,0 тыс. рублей на подпрограмму «Онкология» и 1 185,0 тыс. рублей на подпрограмму «Здоровое поколение».
Согласно «Сведениям об исполнении мероприятий в рамках целевых программ» кассовые расходы по реализации подпрограммы «Онкология» составили 30,0 тыс. рублей (в том числе 20,0 тыс. рублей за разработку программного продукта «Маркетинг сестринского процесса в онкогематологии» и 10,0 тыс. рублей за обучение по специальности «Гематология» и за повышение квалификации).
По подпрограмме «Здоровое поколение» в 2008 году приобретено 7 единиц медицинского оборудования на общую сумму 710,0 тыс. рублей и молочные смечи, расходные материалы к дозаторам, шприцы, устройства для инфузионной терапии, картриджи и т.д. на сумму 475,0 тыс. рублей. Согласно «Сведениям об исполнении мероприятий в рамках целевых программ» кассовые расходы по реализации данной целевой программы составили 1 185,0 тыс. рублей, или исполнение составило 100,0%.
В 2009 году Учреждению Минздравсоцразвития Чувашии утверждены бюджетные сметы на общую сумму 1 585,0 тыс. рублей, в том числе: 30,0 тыс. рублей на подпрограмму «Онкология» (выполнены гистологические исследования на сумму 30,0 тыс. рублей), 1 505,0 тыс. рублей на подпрограмму «Здоровое поколение» (приобретено 62 единицы медицинского оборудования на общую сумму 1 030,0 тыс. рублей и расходные материалы медицинского назначения на сумму 475,0 тыс. рублей) и 50,0 тыс. рублей на подпрограмму «Совершенствование хирургической помощи населению Чувашской Республики» (оказаны услуги по дополнительному образованию на цикле «Сестринское дело в хирургии» на сумму 26,0 тыс. рублей и на повышение квалификации по специальности «Детская хирургия» - 24,0 тыс. рублей).
Необходимо отметить, что в августе 2009 года уменьшено финансирование по подпрограмме «Здоровое поколение» на 408,0 тыс. рублей, в результате по состоянию на 1 января 2010 года у Учреждения образовалась кредиторская задолженность на сумму 408,0 тыс. рублей, так как медицинское оборудование в соответствии с государственным контрактом приобретено.
4.6. Правильность расходования средств на продукты питания, медикаменты и мягкий инвентарь.
В Учреждении учет и списание продуктов питания по натуральным нормам расхода ведется в соответствии с приказом Минздрава СССР от 10.03.1986 №333 «Об улучшении организации лечебного питания в родильных домах (отделениях) и детских больницах (отделениях)» (далее по тексту - приказ Минздрава СССР).
На 2008 год Учреждением по натуральным нормам расхода продуктов питания, утвержденных приказом Минздрава СССР, в проекте сметы исчислены расходы на питание больных в сумме 9 609,1 тыс. рублей, по смете утверждено финансирование в объеме 10 309,1 тыс. рублей (в том числе по средствам республиканского бюджета - 4 269,5 тыс. рублей, по средствам от приносящей доход деятельности - 839,6 тыс. рублей, по средствам ТФОМС - 5 200,0 тыс. рублей), кассовые расходы составили 8 925,4 тыс. рублей (на 86,6%), фактические расходы на питание составили 8 734,6 тыс. рублей. Учреждением на 2008 год плановая стоимость питания 1 койко-дня по натуральным нормам расхода продуктов питания исчислена в сумме 104,01 рублей, сметой предусмотрено стоимость питания 1 койко-дня в размере 111,59 рублей, кассовые расходы по питанию 1 койко-дня составило - 77,91 рубля, или исполнено только на 69,8%. Фактические расходы по питанию 1 койко-дня составило - 76,24 рубля.
Учреждением в проекте сметы расходы на питание больных на 2009 год исчислены на общую сумму 5 757,9 тыс. рублей, сметой утверждено финансирование - 7 624,3 тыс. рублей (в том числе по средствам республиканского бюджета - 1 499,7 тыс. рублей, по средствам от приносящей доход деятельности - 758,2 тыс. рублей и по средствам ТФОМС - 5 366,4 тыс. рублей), кассовые расходы произведены на 7 328,8 тыс. рублей, или исполнение составило 96,1%, фактические расходы на питание составили 7 683,5 тыс. рублей. Учреждением на 2009 год плановая стоимость питания 1 койко-дня по натуральным нормам расхода продуктов питания исчислена в сумме 56,62 рублей, сметой предусмотрено стоимость питания 1 койко-дня в сумме 74,98 рублей, кассовые расходы 1 койко-дня составили - 77,20 рубля, или исполнено на 103,0%. Фактические расходы по питанию 1 койко-дня составили - 80,94 рубля.
Проверкой установлено, что Учреждением списание продуктов питания производилось по нормам питания для больных в родильных домах (отделениях) и детских больницах (отделениях) на одного ребенка в день, которые были ниже норм, определенных приказом Минздрава СССР от 10.03.1986 №333 (приложение 1).
В проверяемый период из 20 наименований продуктов питания, предусмотренных в среднесуточном наборе продуктов, по 14 наименованиям фактическое количество потребленных продуктов питания не соответствует его нормативному количеству.
Наибольшее количество недоданных продуктов питания:
- в 2008 году мука пшеничная - 2,6 т (86,7% от предусмотренных норм потребления), овощи - 22,3 т (64,5%), яйца - 50303 штук (58,3%), масло сливочное - 2,1 т (44,7%) и другие;
- в 2009 году - мука пшеничная - 2,8 т (90,6%), яйца - 54774 штук (61,8%), овощи - 20,5 т (57,9%), масло сливочное - 2,5 т (51,8%) и другие.
При этом крупа и макаронные изделия в большем количестве заложены в меню питания больных детей в 2008 году - на 1,6 т (на 22,5% от предусмотренных норм потребления) и в 2009 году - на 0,6 т (на 8,2%).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 августа 2003 года №330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» утвержден химический состав (белки, жиры и углеводы) и энергетическая ценность стандартной диеты, применяемой в Учреждении.
Согласно отчету по организации лечебного питания (приложение к приказу от 14.02.2008 №71 Минздравсоцразвития Чувашии) в 2008 году в Учреждении среднедневной химический состав приготовленных блюд включал в себя белков 152,8 г, или 179,8% - 169,8% от нормы (85 - 90 г), жиров - 126,0 г, или 180,0% - 157,5% от нормы (70-80 г), углеводов - 417,7 г, или 139,2% -126,6% от нормы (300 - 330 г). Среднедневная энергетическая ценность продуктов питания, которыми кормили в течение 2008 года больных детей, составила 4099,7 Ккал, что составляет 188,9%-170,8% от среднедневной нормы (2170-2400 Ккал).
В 2009 году, согласно вышеуказанному учету, среднедневной химический состав приготовленных блюд включал в себя белков 120,7 г, или 142,0% - 134,1% от нормы (85 - 90 г), жиров - 110,9 г, или 158,4% - 138,6% от нормы (70 - 80 г), углеводов - 377,0 г, или 125,7% - 114,2% от нормы (300 - 330 г). Среднедневная энергетическая ценность продуктов питания, которыми кормили в течение 2009 года больных, составила 3 196,9 Ккал, или 147,3% - 133,2% от среднедневной нормы (2 170 - 2 400 Ккал).
Таким образом, химический состав (белки, жиры и углеводы) и энергетическая ценность стандартной диеты, применяемой в Учреждении, в проверяемый период соответствовали приказу Минздравсоцразвития РФ.
Проверкой выполнения Приказа Министерства здравоохранения СССР от 15.09.1988 №710 «Об утверждении табелей оснащения мягким инвентарем больниц, диспансеров, родильных домов, медико-санитарных частей, поликлиник, амбулаторий» установлено, что в проверяемый период Учреждением мягкий инвентарь приобретался в основном за счет средств ТФОМС.
Анализ финансирования расходов по приобретению мягкого инвентаря представлен в нижеследующей таблице:
тыс. рублей
|
Остаток на 01.01.2008 |
2008 год |
2009 год |
Остаток на 01.01.2010 |
Кассовые расходы |
Фактические расходы |
Кассовые расходы |
Фактические расходы |
Всего: |
4 976,6 |
1 340,7 |
1 175,8 |
187,0 |
1 716,9 |
3 611,6 |
- средства республиканского бюджета |
210,2 |
18,0 |
3,2 |
30,8 |
34,6 |
221,3 |
- средства от приносящей доход деятельности |
77,1 |
9,6 |
31,9 |
- |
36,9 |
17,9 |
- средства
ТФОМС |
4 689,2 |
1 313,1 |
1 140,7 |
156,2 |
1 645,4 |
3 372,4 |
В 2008-2009 годах в общей сумме кассовых расходов на приобретение мягкого инвентаря средства республиканского бюджета и средства от приносящей доход деятельности составили 27,6 тыс. рублей (2,1%) и 30,8 тыс. рублей (16,5%), соответственно.
Учреждением потребность в медикаментах по лечению определяется в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2007 №376-р «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств», а также приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации об утверждении стандартов медицинской помощи для различных видов диагнозов.
Кроме того, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.12.2008 №416 утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, необходимых для оказания скорой, неотложной и стационарной медицинской помощи. В целях оптимизации лекарственного обеспечения Учреждением разработано Положение о формулярной комиссии и утвержден персональный состав формулярной комиссии.
В проверяемый период медикаменты и перевязочные средства Учреждением приобретались только за счет средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования. Анализ данных расходов представлен в таблице:
тыс. рублей
Остаток медикаментов за счет средств ТФОМС
на 01.01.2008 |
2008 год |
Остаток медикаментов за счет средств ТФОМС на 01.01.2009 |
2009 год |
Остаток медикаментов за счет средств ТФОМС на 01.01.2010 |
Приобретено |
Списано |
Приобретено |
Списано |
3 367,9 |
29 700,0 |
27 989,1 |
5 078,8 |
26 763,8 |
22 853,1 |
8 989,5 |
Выборочной проверкой правильности оприходования и списания медикаментов, спирта и перевязочных материалов нарушений не установлено.
5. Анализ использования основных средств.
Согласно балансу по состоянию на 1 января 2010 года у Учреждения числились основные средства (по остаточной стоимости) на общую сумму 401 510,3 тыс. рублей, в том числе приобретенных за счет средств республиканского бюджета - 372 094,4 тыс. рублей, за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности - 2 602,9 тыс. рублей и за счет средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования - 26 813,0 тыс. рублей.
На 1 января 2010 года в составе основных средств наибольший удельный вес составляют «Нежилые помещения» - 85,1% и «Машины и оборудование» - 14,4%.
В 2008 году приобретено основных средств на общую сумму 30 937,0 тыс. рублей (в том числе: за счет средств республиканского бюджета - на 6 834,3 тыс. рублей, за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности 1 055,7 тыс. рублей и за счет средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования - 23 047,0 тыс. рублей).
Наиболее дорогостоящее оборудование приобретено Учреждением в 2008 году это: 9 аппаратов искусственной вентиляции легких на общую сумму 9 962,1 тыс. рублей, гастроскоп ультратонкий на сумму 398,0 тыс. рублей, сканер ультразвуковой портативный на сумму 497,0 тыс. рублей, автоматический анализатор газов на сумму 499,8 тыс. рублей, аппарат УЗИ экспертного класса на сумму 4 000,0 тыс. рублей, комплекс реанимационной терапии на сумму 1 990,0 тыс. рублей, стойка лапароскопическая на сумму 895,0 тыс. рублей, цитофлюориметр проточный для иммунологических исследований на сумму 3 500,0 тыс. рублей.
В 2009 году приобретено основных средств на общую сумму 174 525,4 тыс. рублей (в том числе: за счет средств республиканского бюджета - на 170 607,7 тыс. рублей, за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности 356,8 тыс. рублей и за счет средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования - 3 560,9 тыс. рублей). Увеличение основных средств связано с передачей Минздравсоцразвития Чувашии нового здания, медицинского оборудования, трансформаторной подстанции и мебели на общую сумму 161 600,8 тыс. рублей. Так же, Учреждением в 2009 году приобретено, наиболее дорогостоящее оборудование, а именно: блок управления видеокамерой, модель Image1 на сумму 500,0 тыс. рублей, ванные для подводного массажа «Оккервиль» на сумму 499,0 тыс. рублей, аппарат сухой солевой аэрозольтерапии АСА-01.3 на сумму 481,4 тыс. рублей, устройства «Аверс-Душ» на сумму 1 000,0 тыс. рублей, аппарат гипокситермии «Горный воздух» на сумму 499,1 тыс. рублей.
Кроме того, в централизованном порядке в Учреждение в рамках реализации федеральных целевых программ («ФЦП «Онкология» и «ДТП») поступило оборудование, а именно: комплекс рентгеновский диагностический среднечастотный КРД-СМ 50/125-1 «СПЕКТРАП» на сумму 4 350,0 тыс. рублей и аппарат искусственной вентиляции легких универсальный ALIA на сумму 726,8 тыс. рублей.
Все приобретенное в 2008-2009 годах оборудование введено в эксплуатацию и включено в реестр государственного имущества Чувашской Республики от 25.08.1999 №02110123. Выборочно проверено использование отдельного оборудования, при этом случаев простоя оборудования по не уважительным причинам не установлено.
В 2008 году произведено списание основных средств на общую сумму 1 015,3 тыс. рублей (в том числе: за счет средств республиканского бюджета - на 385,6 тыс. рублей, за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности 335,1 тыс. рублей и за счет средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования - 294,6 тыс. рублей), а в 2009 году - на общую сумму 27 020,7 тыс. рублей (в том числе: за счет средств республиканского бюджета - на 22 372,1 тыс. рублей, за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности 1 272,3 тыс. рублей и за счет средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования - 3 376,3 тыс. рублей). Все списанное в 2008-2009 годах оборудование исключено из реестра государственного имущества Чувашской Республики от 25.08.1999 №02110123.
6. Анализ состояния расчетной дисциплины.
В «Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» по счету 206 «Расчеты по выданным авансам» числилась дебиторская задолженность:
- по состоянию на 1 января 2008 года в общей сумме 2 565,1 тыс. рублей, (в том числе: по средствам республиканского бюджета в сумме 2 476,4 тыс. рублей и по средствам, полученным от приносящей доход деятельности - 88,8 тыс. рублей);
- по состоянию на 1 января 2009 года в общей сумме 405,7 тыс. рублей (в том числе по средствам республиканского бюджета - 405,3 тыс. рублей и по средствам, полученным от приносящей доход деятельности - 0,5 тыс. рублей);
- по состоянию на 1 января 2010 года в общей сумме 36,3 тыс. рублей (в том числе по средствам республиканского бюджета - 30,4 тыс. рублей и по средствам, полученным от приносящей доход деятельности - 5,9 тыс. рублей).
Кредиторская задолженность по счету 302 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» имелась, в том числе:
- по состоянию на 1 января 2008 года - по средствам, полученным от приносящей доход деятельности в сумме 473,4 тыс. рублей;
- по состоянию на 1 января 2009 года в общей сумме 31,7 тыс. рублей (в том числе по средствам республиканского бюджета - 4,6 тыс. рублей и по средствам, полученным от приносящей доход деятельности - 27,1 тыс. рублей);
- по состоянию на 1 января 2010 года - в общей сумме 535,9 тыс. рублей, в том числе по средствам республиканского бюджета - 428,2 тыс. рублей и по средствам, полученным от приносящей доход деятельности - 107,7 тыс. рублей.
За период с 01.01.2008 по 1 января 2010 года Учреждением допущено увеличение суммы кредиторской задолженности на 62,5 тыс. рублей (на 22,5%), а дебиторская задолженность уменьшена на 2 528,8 тыс. рублей (на 98,6%).
Дебиторской и кредиторской задолженности с просроченными сроками исковой давности не установлено.
7. Проверка состояние бухгалтерского учета и отчетности. Правильность и объективность ведения бухгалтерского учета.
Произведенной проверкой состояния учета и отчетности, правильности составления и оформления документов установлено, что в проверяемом периоде бухгалтерский учет в Учреждении велся на основании плана счетов бухгалтерского учета по мемориально-ордерной форме учета, установленного Инструкциями по бюджетному учету, утвержденные приказами Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2006 №25н (2008 год) и от 30.12.2008 №148н (2009 год).
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» приказами главного врача Учреждения от 29.12.2007 б/н и от 31.12.2008 б/н утверждена учетная политика Учреждения на 2008 и 2009 годы соответственно.
Бухгалтерский учет автоматизирован. С января 2004 года учет ведется с помощью программы «1С: Предприятие. Версия 7.7 Бухгалтерия для бюджетных учреждений».
Выводы:
1. Кассовое исполнение расходов по средствам республиканского бюджета за 2008 год произведено в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств в сумме 62 219,0 тыс. рублей, или на 100%.
При этом Учреждением на 14,0% не выполнен показатель государственного заказа за 2008 год по оказанию специализированной амбулаторной помощи клинического уровня (утверждено - 21 319 посещений, фактически - 18 345 посещений), на 34,9% специализированной стационарной помощи (не выполнено на 6 162 койко-дней), на 76,4% амбулаторной помощи муниципального уровня (при плане 56 708, фактическое количество посещений составило 13 368).
2. Кассовые расходы по бюджетным обязательствам в 2009 году составили 62 366,6 тыс. рублей, или 97,2%. При этом специализированной стационарной помощи муниципального уровня детям оказано лишь на 65,6% (не выполнено на 6 445 койко-дней) и по амбулаторной помощи муниципального уровня исполнение составило только на 25,2%, (не выполнено на 32 223 посещения).
На 1 января 2009 года образовалась дебиторская задолженность муниципальных образований перед Учреждением за оказанные медицинские услуги в сумме 425,9 тыс. рублей, на 1 января 2010 года - 1 074,4 тыс. рублей.
3. Учреждением плановая стоимость питания больных на 1 койко-день на 2008 год исчислена в сумме 104,01 рублей, утверждено сметой - 111,59 рублей, кассовые расходы составили - 77,91 рублей, фактические расходы - 76,24 рубля (68,3% от сметных назначений). На 2009 год плановая стоимость 1 койко-дня исчислена в размере 56,62 рубля, сметой предусмотрена стоимость питания 1 койко-дня в сумме 74,98 рублей, кассовые расходы сложились в размере 77,2 рубля (на 103,0%), фактические расходы - 80,94 рубля (107,9% от сметной нормы).
4. Учреждением допускались отклонения от норм среднесуточного набора продуктов питания, определенных приказом Минздрава СССР от 10.03.1986 №333 «Об улучшении организации лечебного питания в родильных домах (отделениях) и детских больницах (отделениях)». Из 20 основных наименований продуктов питания, предусмотренных в среднесуточном наборе продуктов, нормы не соблюдались по 14 наименованиям. В том числе недоданы: мука пшеничная - в 2008 году 2,6 т (86,7% от предусмотренных норм потребления) и в 2009 году 2,8 т (90,6%); овощи - в 2008 году 22,3 т (64,5%) и в 2009 году 20,5 т (57,9%); яйца - в 2008 году 50303 штук (58,3%) и в 2009 году 54774 штук (61,8%); масло сливочное - в 2008 году 2,1 т (44,7%) и в 2009 году 2,5 т (51,8%) и другие. При этом крупа и макаронные изделия в большем количестве заложены в меню питания больных детей в 2008 году - на 1,6 т (на 22,5% от предусмотренных норм потребления) и в 2009 году - на 0,6 т (на 8,2%).
5. В нарушение Федерального закона Российской Федерации от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Инструкций по бюджетному учету от 10.02.2006 №25н и от 30.12.2008 №148н в балансе Учреждения на 1 января 2009 года по счету 205 «Расчеты по доходам» искажен показатель дебиторской задолженности по средствам от приносящей доход деятельности на 425,9 тыс. рублей (вместо 482,5 тыс. рублей отражено 56,6 тыс. рублей);
- в отчете об исполнении бюджета Учреждения на 1 января 2010 года показатель лимита бюджетных обязательств занижен на сумму неисполненных назначений в размере 1 788,3 тыс. рублей;
- в балансе на 1 января 2010 года по счету 205 «Расчеты по доходам» дебиторская задолженность по средствам от приносящей доход деятельности занижена на 1074,4 тыс. рублей.
В ходе настоящей проверки Учреждением учтены выявленные нарушения и внесены соответствующие исправления в бухгалтерскую отчетность за 2009 год, которая с соответствующими поправками сдана в Минздравсоцразвития Чувашии.
6. В нарушение статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации допущены следующие нарушения:
- во внебюджетных сметах Учреждения на 2008-2009 годы не в полном объеме учтены доходы по договорам, заключенным Учреждением с муниципальными образованиями на предоставление бесплатной медицинской помощи в соответствии с муниципальным заданием по реализации Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Чувашской Республики. В результате занижены в плановых назначениях доходы Учреждения на общую сумму 6 503,9 тыс. рублей, в том числе: в 2008 году - на 2 975,7 тыс. рублей и в 2009 году - на 3 528,2 тыс. рублей;
- Минздравсоцразвития Чувашии в 2008-2009 годах утверждались лимиты бюджетных обязательств на оплату расходов по коммунальным услугам в объемах сверх реальных потребностей Учреждения, то есть эти лимиты были искусственно завышены. Затем в течение финансового года Минздрасоцразвития Чувашии производило сокращение финансирования на коммунальные услуги Учреждению в 2008 году на 800,0 тыс. рублей (на 11,4%), в 2009 году - на 5 160,2 тыс. рублей (на 42,3%).
Предложения:
1. Направить отчет о результатах проверки в Государственный Совет Чувашской Республики.
2. Направить представления по устранению выявленных нарушений в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики и ГУЗ «Республиканская детская клиническая больница».
Начальник контрольно-экспертного отдела
аппарата Контрольно-счетной палаты
Государственного Совета Чувашской Республики Цепков Б.Н