Утверждаю
Председатель
Контрольно-счетной палаты
Государственного Совета
Чувашской Республики
Ю.Л. Лаврентьев
17 марта 2010 года
Отчет
о результатах проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных из республиканского бюджета Чувашской Республики на содержание государственного учреждения «Чувашская республиканская противопожарная служба» Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, за 2009 год
Основание для проведения проверки: план работы Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики на 2010 год (пункт 1.3.8.).
Цель проверки: проверить полноту финансирования и целевое использование средств, выделенных из республиканского бюджета Чувашской Республики на содержание государственного учреждения «Чувашская республиканская противопожарная служба» Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, за 2009 год.
Предмет проверки: нормативные правовые и другие документы, подтверждающие выделение и использование средств республиканского бюджета Чувашской Республики государственным учреждением «Чувашская республиканская противопожарная служба» Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, в 2009 году.
Объект проверки: государственное учреждение «Чувашская республиканская противопожарная служба» Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Срок проведения проверки: с 1 февраля по 5 марта 2010 года (перерыв с 8 февраля до 15 февраля 2010 года).
Результаты контрольного мероприятия:
Государственное учреждение «Чувашская республиканская противопожарная служба» Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее – Учреждение) создано постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.04.2005 №93 «О создании государственного учреждения «Чувашская республиканская противопожарная служба» Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям». Учреждение является юридическим лицом, координация и регулирование деятельности которого осуществляется Государственным комитетом Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее – Госкомитет), имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в органах казначейства Министерства финансов Чувашской Республики, печать со своим наименованием, штамп, бланки.
Учреждение осуществляет свою деятельность на основании действующих нормативных правовых актов Российской Федерации и Чувашской Республики, а также Устава, утвержденного приказом Госкомитета от 31.05.2005 №55, согласованного с Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики.
Предметом деятельности Учреждения является обеспечение безопасности, защиты населения и территории Чувашской Республики от пожаров.
Целью создания Учреждения является защита личности, имущества, общества и государства от пожаров и реализация на территории Чувашской Республики единой государственной политики в области пожарной безопасности.
Основными задачами Учреждения являются:
- организация и осуществление профилактики пожаров на территории Чувашской Республики (за исключением особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях, пожарах на объектах, стратегически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей);
- спасение людей и имущества при пожарах;
- организация и осуществление тушения пожаров, проведение аварийно-спасательных работ на территории Чувашской Республики;
- участие в соответствии с Планом привлечения сил и средств к тушению пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на объектах, стратегически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Имущество Учреждения является государственной собственностью Чувашской Республики и закреплено за ним на праве оперативного управления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.08.2006 №212 «Об утверждении перечня обособленных подразделений противопожарной службы Чувашской Республики и перечня организаций, находящихся в ведении органов исполнительной власти Чувашской Республики, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики» в состав Учреждения входили 24 обособленных подразделений противопожарной службы Чувашской Республики.
В связи с созданием дополнительных подразделений федеральной противопожарной службы по Чувашской Республике в соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.08.2008 №507 «О подразделениях федеральной противопожарной службы» приказом Госкомитета от 09.04.2009 №54 были ликвидированы 6 подразделений, дислоцировавшихся в городах: Чебоксары, Цивильск, Алатырь, Шумерля и Канаш. Этим же приказом в составе Учреждения был образован отряд противопожарной службы в с.Батырево Батыревского района.
На момент проверки по состоянию на 1 марта 2010 года в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.05.2009 №152 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.08.2006 №212» в состав Учреждения входили 12 обособленных подразделений противопожарной службы Чувашской Республики:
№
п/п |
Наименование подразделения |
Место дислокации |
1. |
Отряд противопожарной службы |
с.Батырево |
2. |
Пожарная часть №21 |
пос. Киря |
3. |
Пожарная часть №25 |
с.Аликово |
4. |
Пожарная часть №26 |
с.Батырево |
5. |
Пожарная часть №31 |
с.Комсомольское |
6. |
Пожарная часть №32 |
с.Красноармейское |
7. |
Пожарная часть №33 |
с.Красные Четаи |
8. |
Пожарная часть №37 |
с.Моргауши |
9. |
Пожарная часть №38 |
с.Порецкое |
10. |
Пожарная часть №42 |
с.Шемурша |
11. |
Пожарная часть №44 |
с.Яльчики |
12. |
Пожарная часть №45 |
с.Янтиково |
Однако внесенные изменения указанным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики не нашли отражение в Уставе Учреждения. Согласно последним изменениям, внесенным в Устав Учреждения, которые утверждены приказом Госкомитета от 09.04.2009 №53, в составе Учреждения числится только одно обособленное подразделение – отряд противопожарной службы в селе Батырево Батыревского района.
В то же время следует отметить, что, хотя и в постановлении Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.05.2009 №152 пожарные части №26 (с.Батырево), №31 (с.Комсомольское), №42 (с.Шемурша) и №44 (с.Яльчики) определены как имеющие статус обособленного подразделения противопожарной службы, но они, фактически, являются структурными подразделениями, функционирующими в составе обособленного подразделения – отряда противопожарной службы, расположенного в с.Батырево Батыревского района.
Согласно постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 05.06.2006 №142 «О противопожарной службе Чувашской Республики», которое было принято на основании Закона Чувашской Республики от 25.11.2005 №47 «О пожарной безопасности в Чувашской Республике», создана противопожарная служба Чувашской Республики. Этим же постановлением утверждено Положение о ней.
В соответствии с пунктом 1.3. Положения противопожарная служба состоит из органа управления противопожарной службой – государственного учреждения «Чувашская республиканская противопожарная служба» Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и его обособленных подразделений. Деятельностью противопожарной службы руководит начальник органа управления противопожарной службой – начальник ГУ «Чувашская республиканская противопожарная служба».
Личный состав противопожарной службы состоит из личного состава Учреждения. Финансовое и материально-техническое обеспечение противопожарной службы составляют имущество и финансы Учреждения. Таким образом, деятельность противопожарной службы осуществляется в рамках функционирования Учреждения.
Вместе с тем действующий Устав Учреждения не в полной мере соответствует Положению о противопожарной службе Чувашской Республики. В нем не уточнены те цели, задачи и функции, которые возлагаются на Учреждение в соответствии с принятым Положением о противопожарной службе. Также в Уставе Учреждения не отражено, что начальник Учреждения одновременно является и руководителем противопожарной службы республики и его полномочия вытекающие из этого статуса.
Согласно Положению о противопожарной службе Учреждение, которое представляет собой противопожарную службу, в своей деятельности руководствуется федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Чувашской Республики. В частности в статье 6.3. Положения говорится о том, что нормы обеспечения боевой и специальной одеждой, обувью, снаряжением и другим инвентарным имуществом работников противопожарной службы, осуществляющих организацию и тушение пожаров, а также нормативы обеспечения пожарной техникой, средствами связи и вооружения для выполнения задач, возложенных на противопожарную службу, устанавливаются не только федеральным законодательством, но и республиканским. Однако в Чувашской Республике органами исполнительной власти не приняты какие-либо правовые акты, определяющие нормативы положенности для работников противопожарной службы республики, кроме постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.12.2008 №381, утвердившего систему оплаты труда работников противопожарной службы.
Бюджетная смета Учреждения на 2009 год утверждена приказом председателя Госкомитета от 16 октября 2008 года по разделу 03 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», подразделу 10 «Обеспечение пожарной безопасности», целевым статьям 2026700 «Функционирование органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности», 2027200 «Вещевое обеспечение», 5225901 «Расходы общепрограммного характера республиканской комплексной целевой программы «Развитие гражданской обороны, снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Чувашской Республике на 2006-2010 годы», видам расходов 012 «Выполнение функций государственными органами», 014 «Функционирование органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны» в сумме 59 009,5 тыс. рублей, на 2010 год – 67 988,5 тыс. рублей и на 2011 год – 72 591,3 тыс. рублей.
В связи с внесением изменений в Закон Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» были изменены и бюджетные ассигнования Учреждению, в том числе:
- на основании Закона Чувашской Республики от 13 ноября 2009 года произведено уменьшение объема финансирования на 5 674,0 тыс. рублей, в т.ч. на 674,0 тыс. рублей уменьшены расходы по выплате заработной платы и начислениям на оплату труда, оплате услуг, прочие расходы, расходы по увеличению стоимости основных средств и материальных запасов и на 5 000,0 тыс. рублей сокращено финансирование, связанное с выполнением мероприятий республиканкой комплексной целевой программы «Развитие гражданской обороны, снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Чувашской Республике на 2006-2010 годы». С учетом внесенных изменений сумма бюджетных ассигнований составила 53 335,5 тыс. рублей;
- на основании Закона Чувашской Республики от 14 декабря 2009 года произведено увеличение объема финансирования в размере 3 500,0 тыс. рублей (увеличены расходы на выполнение мероприятий республиканской комплексной целевой программы «Развитие гражданской обороны, снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Чувашской Республике на 2006-2010 годы»). С учетом внесенных изменений сумма бюджетных ассигнований за 2009 год составила 56 835,5 тыс. рублей.
Бюджетная смета за истекший год была исполнена на 100,0% (при утвержденных сметных назначениях в сумме 56 835,5 тыс. рублей, кассовые расходы осуществлены в полном объеме).
До 1 января 2009 года за Учреждением на праве оперативного управления было закреплено имущество для обеспечения служебной деятельности личного состава государственного учреждения «Центр управления силами государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике». В соответствии со статьями 358 и 374 Налогового кодекса Российской Федерации Учреждение было освобождено от уплаты налога на имущество и транспортного налога в связи с использованием имущества федеральным органом исполнительной власти, в котором законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.
В соответствии с договором от 6 августа 2007 года о передаче численности сотрудников обособленных подразделений государственного учреждения «Чувашская республиканская противопожарная служба» Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в ведение государственного учреждения «Центр управления силами государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике», а также передачей имущества в федеральную собственность на основании распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.01.2009 №17, начиная с 1 января 2009 года Учреждение является плательщиком налога на имущество и транспортного налога. В 2009 году в смете Учреждения на уплату налога на имущество были предусмотрены средства в сумме 490,3 тыс. рублей и транспортного налога – 167,0 тыс. рублей. Согласно отчетным данным кассовые расходы произведены в этих же пределах.
В соответствии со штатным расписанием, утвержденным приказом начальника Учреждения от 28.05.2009 г., общая штатная численность работников Учреждения составляет 170 единиц, фактическая численность на 1 января 2010 года – 165 единиц. Личный состав Учреждения распределен по следующим категориям:
- боевая составляющая – 144 единицы, или 84,7% от общего числа личного состава, в том числе: начальник пожарной части – 8 ед.; начальник караула – 32 ед.; заместитель начальника пожарной части – начальник отдельного поста – 5 ед.; водитель автомобиля – 95 ед.; пожарный – 4 ед.;
- профилактика противопожарной службы – 8 единиц;
- вспомогательная составляющая – 18 единиц.
Прием на работу осуществляется на основании приказа начальника Учреждения. Со всеми работниками заключены трудовые договоры на неопределенный срок, в которых оговорены права и обязанности сторон, конкретизированы условия труда и система оплаты за выполнение должностных обязанностей работниками Учреждения.
Оплата труда работников Учреждения осуществляется в соответствии с Положением об оплате труда работников бюджетных учреждений Чувашской Республики, занятых в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.12.2008 №381. Выборочной проверкой правильности установления должностных окладов, надбавок и доплат нарушений не установлено.
В 2009 году средняя заработная плата работников Учреждения сложилась в сумме 13 295,58 рублей, что больше данного показателя 2008 года на 648,15 рублей, или на 5,1 % (средняя заработная плата работников Учреждения в 2008 году составляла 12 647,43 рублей).
В Учреждении заключен коллективный договор от 5 февраля 2008 года (с изменениями и дополнениями от 4 марта 2009 года.) между начальником ГУ «Чувашская республиканская противопожарная служба» (работодатель) и работниками Учреждения. В нем предусмотрены дополнительные, по сравнению с трудовым законодательством, положения об условиях труда и его оплаты, социально-бытовом обслуживании работников, а также гарантии и льготы предоставляемые работодателем.
Противопожарная служба Чувашской Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации является частью Государственной противопожарной службы. Согласно постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 05.06.2006 №142 в своей деятельности она руководствуется федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Чувашской Республики. В связи с отсутствием нормативного регулирования на уровне Чувашской Республики определения штатных нормативов положенности личного состава в подразделениях противопожарной службы Учреждение в этой части руководствуется федеральными нормативными актами.
Согласно приказу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 30.12.2005 №1027 (с изменениями от 14 ноября 2008 года) в число личного состава на пожарную автомашину подразделения противопожарной службы в обязательном порядке должен входить пожарный. Однако из 8 пожарных частей, являющихся структурными подразделениями Учреждения, только в одной (пожарная часть по охране поселка Киря) в штатном расписании числятся 4 пожарных. Таким образом, функции пожарных в других частях и отдельных постах пожарной части фактически выполняют водители автомобилей и начальники караулов.
Такое положение противоречит действующему законодательству. Выполнение функции пожарного водителями автомобилей не оговорено приказом начальника Учреждения при приеме их на работу. Такие обязанности не предусмотрены трудовым договором, а также они не содержатся в должностной инструкции водителя. К тому же такая ситуация приводит к нарушению норм обеспечения боевой и специальной одеждой, обувью, снаряжением и другим инвентарным имуществом работников противопожарной службы, осуществляющих тушение пожаров.
Для учета движения денежных средств Учреждению в Управлении казначейства Министерства финансов Чувашской Республики были открыты счета.
Проверка кассовых операций произведена сплошным методом за первое полугодие 2009 года. Министерством финансов Чувашской Республики по согласованию с Головным расчетно-кассовым центром г.Чебоксары Национального банка Чувашской Республики Центрального банка Российской Федерации для Учреждения установлен лимит остатка кассы на 2009 годы в сумме 20,0 тыс. рублей. В проверяемом периоде лимит остатка кассы соблюдался.
Денежные средства, полученные в кассу Учреждения, оприходованы своевременно и в полном объеме. В проверяемом периоде в Учреждении ежемесячно проводилась инвентаризация наличных денежных средств, находящихся в кассе Учреждения, по результатам которой излишек или недостач денежных средств не выявлено. Произведенным выборочным подсчетом итогов в платежных ведомостях на выплату заработной платы за I квартал 2009 года расхождений с данными кассовой книги не выявлено.
Учреждение имеет разрешение на осуществление приносящей доход деятельности. Смета доходов и расходов Учреждения по приносящей доход деятельности на 2009 год утверждена председателем Госкомитета 9 февраля 2009 года в сумме 246 559, 78 рублей. Доходная часть сметы сформирована за счет остатка средств, числящегося на счете по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности по состоянию на 1 января 2009 года. Согласно отчету об исполнении сметы доходов и расходов от приносящей доход деятельности бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета за 2009 год исполнение сметы составило 100,0% от утвержденных назначений (кассовые расходы осуществлены в сумме 246 559,78 рублей). Средства были направлены на оплату расходов за потребленные пожарными частями коммунальные услуги, услуги связи, транспортные услуги, по приобретению каменного угля, за обслуживание газового оборудования, прочие услуги (страхование автотранспорта, за подписку на периодическую печать).
В соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Учреждением в 2009 году заключено всего 81 государственный контракт и договор. Из них размещение заказов путем проведения торгов в форме открытого конкурса осуществлено 6, путем запроса котировок – 14 и у единственного источника - 61. Открытый аукцион на поставку пожарной автоцистерны, назначенный на 21 апреля 2009 года, был признан несостоявшимся, так как в Учреждение по окончании срока подачи заявок не поступила ни одна заявка на участие в аукционе.
Путем проведения трех открытых аукционов (9 июня 2009 года, 13 июля 2009 года и 25 сентября 2009 года) закуплено 5 пожарных автоцистерн на полноприводном шасси повышенной проходимости на общую сумму 11 494 375,0 рублей. При этом были привлечены средства бюджетов муниципальных районов: Красноармейского – 500 000,0 рублей, Янтиковского – 600 000,0 рублей. На основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе согласно решениям комиссии по размещению заказов (состав единой (конкурсной, аукционной и котировочной) комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг утвержден приказом начальника Учреждения от 04.02.2009 №15) к участию в аукционах 9 июня 2009 года и 13 июля 2009 года были допущены по два участника, а 25 сентября 2009 года – 7 участников. Однако во всех из них фактически приняли участие только по одному участнику соответственно: ООО «Приоритет» (Челябинская обл.), ООО «АСК» (г.Самара) и ООО ПКФ «РосПожСнаб» (Смоленская обл.). В связи с тем, что участниками аукционов были определены только по одному участнику размещения заказов, аукционы были признаны не состоявшимися и государственные контракты заключены с ООО «Приоритет» (22 июня 2009 года – на 2 200 000,0 рублей), ООО «АСК» (27 июля 2009 года – на 2 100 000,0 рублей) и ООО ПКФ «РосПожСнаб» (12 октября 2009 года – на 9 592 500,0 рублей) по начальной (максимальной) цене.
Согласно контракту от 12 октября 2009 года ООО ПКФ «РосПожСнаб» обязалось в течение 30 дней с момента подписания контракта и оплаты Учреждением первого платежа в размере 30% от суммы контракта поставить 4 единицы пожарных автоцистерн. Учреждение своевременно и полностью выполнило свои обязательства. 21 октября 2009 года им были перечислены в ООО ПКФ «РосПожСнаб» авансовые платежи в сумме 2 877 750,0 рублей (30% от суммы контракта) и 5 414 782,0 рублей (платежные поручения от 24 ноября 2009 года на 1 914 782,0 рублей и от 22 декабря 2009 года на 3 500 000,0 рублей) в счет поставки пожарных автоцистерн.
Однако ООО ПКФ «РосПожСнаб» свои обязательства выполнило с некоторыми нарушениями сроков поставки. Им было поставлено 2 единицы техники 19 ноября 2009 года и одна – 16 декабря 2009 года Четвертая единица автотранспортного средства поставлена в Учреждение первого марта 2010 года. В связи с уменьшением в 2009 году средств, предусмотренных в смете Учреждения на выполнение мероприятий республиканской комплексной целевой программы «Развитие гражданской обороны, снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Чувашской Республике на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.12.2005 №351-646 ДСП в сумме 1 500,0 тыс. рублей, за Учреждением сложилась кредиторская задолженность в сумме 1 299,9 тыс. рублей перед ООО ПКФ «РосПожСнаб» по окончательному расчету за поставленные пожарные автоцистерны во исполнение заключенного 12 октября 2009 года государственного контракта.
В 2009 году были закуплены дыхательные аппараты со сжатым воздухом типа ПТС «Профи – 168 м» для пожарных в количестве 12 штук и систему контроля дыхательных аппаратов «СКАД-1» в количестве 6 штук на общую сумму 890 000,0 рублей. Они были приобретены у ОАО «ПТС» (г.Москва) на основании государственного контракта от 28.09.2009 г., который был признан победителем аукциона (к участию в аукционе были допущены 4 юридических лица).
Путем проведения двух открытых конкурсов (с 30 апреля 2009 года по 4 мая 2009 года и 14 сентября 2009 года) был определен подрядчик на осуществление текущего ремонта кровли пожарной части №42, находящейся в с. Шемурша Шемуршинского района и на устройство скатной кровли пожарной части №26 в с. Батырево Батыревского района. По итогам конкурсов (протоколы от 04.05.2009 №А-58 и 02.09.2009 №А-71) в обоих случаях победителем признано ООО «МинСтрой», как участник, предложивший наименьшую цену для выполнения работ по ремонту кровли и устройства скатной кровли.
С ООО «МинСтрой» были заключены государственные контракты от 15 мая 2009 года на сумму 776 899,0 рублей и от 14 сентября 2009 года – на 942 500,0 рублей. По указанным контрактам была осуществлена предоплата в размере 30,0% от общей стоимости предстоящих работ (платежные поручения от 4 июня 2009 года на сумму 233 069,70 рублей и от 17 сентября 2009 года в размере 282 750,0 рублей).
Окончательный расчет произведен в предусмотренные контрактами сроки и перечислено на счет подрядчика за ремонт кровли пожарной части в с.Шемурша 543 829,30 рублей (платежное поручение от 27.06.2009 г.) и за устройство скатной кровли пожарной части в с.Батырево 659 750,0 рублей (платежное поручение от 25.09.2009 г.).
Во всех случаях при проведении аукционов и определении победителей на размещение заказов основным критерием являлось предложение о наименьшей цене контракта. Аукционы проводились в соответствии с действующим законодательством.
В 2009 году путем рассмотрения и оценки котировочных заявок заключено 14 государственных контрактов и договоров на общую сумму 3 943 398,3 рублей. За счет средств республиканского бюджета приобретены горюче-смазочные материалы, боевая одежда пожарного, пожарные рукава. Также за счет бюджетных средств осуществлены монтаж системы отопления, электропроводки и электросилового оборудования в здании пожарной части №42 в с. Шемурша, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и жизни и страхования здоровья сотрудников Учреждения и др.
По данным бухгалтерского учета Учреждения по состоянию на 1 января 2009 года числились текущие дебиторская и кредиторская задолженности соответственно на сумму 84 171,75 рублей и 29 436,00 рублей. По состоянию на 1 января 2010 года дебиторская задолженность составила 1 358 713,37 рублей (увеличилась на 1 274 541,62 рублей) и кредиторская задолженность – 148 472,01 рублей (увеличилась на 119 036,01 рублей).
Наибольшие суммы кредиторской задолженности числились перед ОАО «Чувашрегионгаз» в сумме 87 375,82 рублей (за поставленный газ), ООО «Торговый дом «Томсон-Авто» - 35 220,10 рублей (за пожарные рукава), ОАО «Волгателеком» - 25 576,50 рублей (за услуги связи). Для подтверждения дебиторской и кредиторской задолженности Учреждением проводились выверки расчетов со сторонними организациями.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.08.2006 №212 утвержден перечень организаций, находящихся в ведении органов исполнительной власти Чувашской Республики, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики – семь учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики и два учреждения, подведомственные Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики.
В ходе проверки представлены четыре договора о передаче государственного имущества в безвозмездное пользование, заключенные между Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики, государственными учреждениями, подведомственными Минздравсоцразвития Чувашии и Учреждением о передаче Учреждению нежилых помещений для размещения отдельных постов пожарных частей.
В то же время не представлен договор о передаче государственного имущества в безвозмездное пользование для размещения отдельного поста пожарной части №37 в республиканском государственном учреждении «Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов «Вега» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (пункт 7 перечня организаций, находящихся в ведении органов исполнительной власти Чувашской Республики, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.08.2006 №212). Согласно перечню основных средств, находящихся на балансе Учреждения по состоянию на 1 марта 2010 года в ГУ «Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов «Вега» находились следующие основные средства: грузовая цистерна ЗИЛ-431-412 балансовой стоимостью 407,3 тыс. рублей и радиостанция ICOM IC-F 110S балансовой стоимостью 7,8 тыс. рублей. Согласно штатным расписаниям Учреждения на 2009 и 2010 годы, штатная численность отдельного поста пожарной части №37, расположенного в ГУ «Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов «Вега», составляет 6 единиц.
В виду отсутствия договорных отношений с ГУ «Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов «Вега» обязательства Учреждения по осуществлению расходов на содержание занимаемых помещений в сметах Учреждения как на 2009 год, так и на 2010 год не предусмотрены.
В четырех учреждениях расположены отдельные посты пожарных частей, в которых числятся по одной штатной единице - инструктор противопожарной профилактики.
Проверка состояния расчетов с подотчетными лицами проведена выборочно за 1 квартал 2009 года. В проверяемом периоде фактов выдачи денежных сумм под отчет лицам, не работающим в Учреждении, не установлено.
Выборочной проверкой полноты оприходования, правильности списания основных средств, материальных ценностей за 2 квартал 2009 года нарушений не выявлено. Годовая инвентаризация имущества Учреждения проведена в октябре 2009 года, в ходе которой недостач или излишков материальных ценностей не установлено.
На балансе Учреждения на дату проведения проверки числились 80 специальных автотранспортных средства, в т.ч. пожарные автоцистерны – 77 единиц и автолестницы – 3 единицы. Из имеющейся автотехники, в связи с истечением сроков эксплуатации, подлежат списанию 63 единицы (пожарные автоцистерны – 60, автолестницы – 3). Так, при установленных эксплуатационных сроках пожарной автоцистерны 11 лет и пожарной автолестницы 15 лет, в настоящее время находятся в эксплуатации такие автомашины как, автоцистерны на базе автомашин марки ЗИЛ-131 и УРАЛ-375 АЦ-40, 1985 года ввода в эксплуатацию (пожарная часть №25 с.Аликово); автоцистерны ГАЗ-66 и ЗИЛ-130, 1982 и 1989 годов ввода в эксплуатацию, автолестница ГАЗ-52-01, 1972 года ввода в эксплуатацию (пожарная часть №37, с.Моргауши); автоцистерны УРАЛ-375 «Н» и ЗИЛ-130, 1986 и 1984 годов ввода в эксплуатацию (пожарная часть №26 с.Батырево); автоцистерны ЗИЛ-131 (3 единицы), 1980, 1983 и 1985 годов ввода в эксплуатацию и ЗИЛ-130 (2 единицы), 1984 и 1987 годов ввода в эксплуатацию (пожарная часть №31 с.Комсомольское); 2 автолестницы ЗИЛ-131 «А», 1974 и 1977 годов ввода в эксплуатацию (пожарная часть №32 с.Красноармейское) и другие.
Нормативная потребность Учреждения в доукомплектовании пожарных частей специальной автотехникой, с учетом списания автотранспорта в связи с истечением сроков эксплуатации составляет 48 единиц (пожарные автоцистерны – 43, автолестницы – 5).
Также имеется потребность в оснащенности пожарных расчетов гидравлическими аварийно-спасательными инструментами.
Выборочной проверкой расходования средств, выделенных на оплату горюче-смазочных материалов, проведенной за 2 квартал 2009 года, нарушений не установлено. Списание горюче-смазочных материалов производилось в соответствии с Нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте. Все автотранспортные средства, находящиеся на балансе учреждения закреплены соответствующими приказами начальника Учреждения за материально-ответственными лицами Учреждения.
Уровень оснащенности оперативно-техническими средствами для личного состава Учреждения в проверенном периоде в соответствии с нормами положенности приведен в таблице:
Наименование |
Норматив
положенности |
Фактическое наличие |
Процент
оснащенности |
Средства индивидуальной защиты от дыма |
Панорамная маска к дыхательному аппарату со сжатым воздухом ПТС «ПРОФИ-168 м» (шт.) |
89 |
60 |
67,4 |
Дыхательный аппарат со сжатым воздухом ПТС «ПРОФИ-168 м» (шт.) |
89 |
24 |
26,9 |
Дыхательный аппарат со сжатым воздухом АСБ-2 (шт.) |
89 |
19 |
21,4 |
Система контроля дыхательных аппаратов «СКАД-1» (шт.) |
7 |
6 |
85,7 |
Переносной компрессор высокого давления для зарядки баллонов воздухом «Бауэр» (шт.) |
3 |
0 |
0 |
Спасательное устройство (шт.) |
89 |
0 |
0 |
Запасные воздушные баллоны (шт.) |
89 |
0 |
0 |
Учреждение является участников выполнения мероприятий, предусмотренных республиканской комплексной целевой программой «Развитие гражданской обороны, снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Чувашской Республике на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.12.2005 №351-646 ДСП. Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» по целевой статье расходов «Республиканская комплексаная целевая программа» программой «Развитие гражданской обороны, снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Чувашской Республике на 2006-2010 годы» утверждены бюджетные средства в сумме 16 525,0 тыс. рублей.
В смете Учреждения на 2009 год на выполнение мероприятий, предусмотренных целевой программой, утверждены средства в сумме 16 525,0 тыс. рублей. Согласно отчету об исполнении сметы кассовые расходы осуществлены в сумме 16 525,0 тыс. рублей, или 100,0% от утвержденных назначений.
В рамках выполнения мероприятий, предусмотренных вышеуказанной республиканской программой Учреждением: произведены:
- капитальный ремонт кровли зданий ПЧ №42 (с.Шемурша), ПЧ №26 (с.Батырево) на сумму 1 719 399,0 рублей;
- капитальный ремонт системы отопления в здании пожарного депо ПЧ №42 (с.Шемурша) на сумму 383 900,0 рублей;
- текущий ремонт помещений в здани ПЧ №26 (с.Батырево) на сумму 51 861,0 рублей;
- замена электропроводки в зданиях ПЧ №42 (с.Шемурша) и ПЧ №26 (с.Батырево) на сумму 362 340,0 рублей;
- устройство скатной кровли в здании ПЧ №44 с.Яльчики на сумму 303 100,0 рублей;
- приобретены пожарные автоцистерны в количестве 5 единиц на сумму 11 492 532,0 рублей;
- приобретены дыхательные аппараты в количестве 12 штук на сумму 890 000,0 рублей;
- приобретены бензогенераторы в количестве 4 штук на сумму 48 368,0 рублей;
- приобретены рукава пожарные в количестве 277 штук на сумму 477 289,90 рублей;
- приобретен пенообразователь в количестве 3 000 кг на сумму 152 000,0 рублей;
- приобретены аптечки автомобильные в количестве 50 штук на сумму 7 450,0 рублей;
- приобретены костюмы теплоотражательные в количестве 12 комплектов на сумму 108 005,0 рублей;
- приобретены комплекты боевой одежды пожарного в количестве 65 штук на сумму 384 995,0 рублей;
- приобретены запасные части к специальным агрегатам в количестве 3 штук на сумму 98 760.1 рублей;
- осуществлено изготовление 100 плакатов на сумму 45 000,0 рублей.
Вышеуказанные материальные ценности оприходованы по бухгалтерскому учету своевременно и в полном объеме.
Во исполнение постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 10.11.2006 №284 «О Программе реформирования региональных финансов Чувашской Республики на 2006-2008 годы» и от 16.03.2007 №42 «О бюджетных услугах, предоставляемых бюджетными учреждениями Чувашской Республики за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики» и в целях расширения сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования в бюджетном процессе, повышения качества управления общественными финансами Чувашской Республики приказом Госкомитета от 30.05.2009 №69 утвержден Стандарт предоставления бюджетной услуги по организации тушения пожаров, за исключением пожаров, организация тушения которых отнесена к полномочиям федеральных органов государственной власти.
Согласно Стандарту, конечным результатом предоставления заинтересованным лицам бюджетной услуги являются:
эффективная защита населения, материальных и культурных ценностей в чрезвычайных ситуациях, обусловленных пожарами на территории Чувашской Республики;
организация тушения пожаров на территории Чувашской Республики.
Оценочные показатели выполения Учреждением Стандарта приведены в таблице:
Показатели |
2009 год |
2008 год |
Отношение 2009 года к 2008 году (%) |
Динамика (%) |
Количество зарегистрированных пожаров (ед.) |
898 |
911 |
98,6 |
-1,4 |
Количество погибших на пожаре (чел.) |
70 |
85 |
82,4 |
-17,6 |
Количество травмированных на пожаре (чел.) |
42 |
50 |
84,0 |
-16,0 |
Среднее время прибытия пожарного подразделения к месту пожара (мин.) |
11,7 |
15,0 |
78,0 |
-22,0 |
Среднее время локализации пожара (мин.) |
5,8 |
8,8 |
65,9 |
-34,1 |
Среднее время ликвидации пожара (мин.) |
36,6 |
45,3 |
80,8 |
-19,2 |
Среднее время тушения пожара (мин.) |
15,1 |
21,7 |
69,6 |
-30,4 |
Бухгалтерский учет исполнения смет доходов и расходов в Учреждении в проверяемом периоде велся в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2008 №148н. Все хозяйственные операции оформлены первичными документами. Проверенные и принятые к учету первичные документы по проведенным хозяйственным операциям систематизированы и занесены по счетам в журналы операций. Первичные бухгалтерские документы подшиты в папки в хронологическом порядке и по номерам регистров бухгалтерского учета. Записи в главной книге производились ежемесячно в корреспонденции счетов по порядковым номерам журналов операций. Бухгалтерская отчетность составлялась в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
Выводы:
1. Использование средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных государственному учреждению «Чувашская республиканская противопожарная служба» Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в 2009 году осуществлялось по их целевому назначению, организация ведения бухгалтерского учета производилась в соответствии с действующим законодательством.
2. По данным отчета об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета за 2009 год кассовые расходы произведены в общей сумме 56 835,5 тыс. рублей и бюджетная смета за истекший год исполнена на 100,0%.
3. В семи пожарных частях государственного учреждения «Чувашская республиканская противопожарная служба» Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям функции пожарных фактически выполняют водители автомобилей. Выполнение ими таких функций нормативно нигде не предусмотрено. Такая ситуация приводит к нарушению норм обеспечения боевой и специальной одеждой, обувью, снаряжением и другим инвентарным имуществом работников противопожарной службы, осуществляющих тушение пожаров.
4. Не заключен договор о передаче государственного имущества в безвозмездное пользование для размещения отдельного поста пожарной части №37 в республиканском государственном учреждении «Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов «Вега» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
Предложение:
Направить отчет о результатах проверки в государственном учреждении «Чувашская республиканская противопожарная служба» Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в:
- Государственный Совет Чувашской Республики;
- Кабинет Министров Чувашской Республики;
- Государственный комитет Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
- государственное учреждение «Чувашская республиканская противопожарная служба» Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Заместитель председателя М.В. Демидов