Утверждаю
Председатель
Контрольно-счетной палаты
Государственного Совета
Чувашской Республики
Ю.Л. Лаврентьев
25 марта 2010 года
Отчет
о результатах проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных из республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию мероприятий республиканской целевой программы «Повышение экологической безопасности Чувашской Республики на 2006-2011 годы»
Основания проведения проверки: пункт 1.3.9 плана работы Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики на 2010 год, утвержденного постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 17.11.2009 №520.
Цель проверки: проверить полноту финансирования, а также целевое и эффективное использования средств, выделенных из республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию мероприятий республиканской целевой программы «Повышение экологической безопасности Чувашской Республики на 2006-2011 годы».
Предмет проверки: нормативные правовые и другие документы, подтверждающие выделение и использование средств республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию мероприятий республиканской целевой программы «Повышение экологической безопасности Чувашской Республики на 2006-2011 годы».
Объект проверки: Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики
Проверяемый период: 2006-2009 годы.
Срок проведения проверки: с 6 февраля по 10 марта 2010 года.
Результаты контрольного мероприятия.
В целях повышения экологической безопасности, нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды на территории Чувашской Республики, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.06.2006 №153 утверждена республиканская целевая программа «Повышение экологической безопасности Чувашской Республики на 2006-2011 годы» (далее – Программа).
Основной целью Программы является повышение экологической безопасности на территории Чувашской Республики, что предполагает повышение защищенности компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий на территории Чувашской Республики.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на атмосферный воздух и водные объекты; снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления, включая использование отходов в качестве дополнительных источников сырья; минимизация экологических рисков, связанных с возможным возникновением чрезвычайных ситуаций при эксплуатации потенциально аварийно опасных гидротехнических сооружений; сохранение и восстановление природной среды; формирование экологической культуры.
Государственным заказчиком Программы определено Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - Минприроды Чувашии).
Анализ выполнения Программы.
Реализация Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников. Общий объем финансирования, предусмотренный паспортом Программы, составляет 3 341,3 млн. рублей, из них: средства федерального бюджета - 274,3 млн. рублей; средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 140,8 млн. рублей; средства местных бюджетов – 2 389,3 млн. рублей; средства внебюджетных источников - 537,0 млн. рублей.
(млн. рублей)
Источники финансирования |
Предусмотрено Программой |
доля, % |
Фактически профинансировано за 2006-2009 годы |
доля, % |
% финансового обеспечения |
Всего:
из них за счет: |
3 341,3 |
100,0 |
882,4 |
100,0 |
26,4 |
Федерального бюджета |
274,3 |
8,2 |
145,8 |
16,5 |
53,1 |
Республиканского бюджета Чувашской Республики |
140,8 |
4,2 |
65,8 |
7,4 |
46,7 |
Местные бюджеты |
2 389,3 |
71,5 |
106,9 |
12,1 |
4,5 |
Внебюджетные источники |
537,0 |
16,1 |
564,0 |
64,0 |
105,0 |
Таким образом, мероприятия Программы за период с 2006 по 2009 годы обеспечены финансированием за счет всех источников только на 26,4 % от общего объема финансирования предусмотренного паспортом Программы на 2006-2011 годы. Наименьшая обеспеченность финансирования отмечается по местным бюджетам – 4,5%.
За период с 2006-2009 годы Программа за счет всех источников профинансирована в сумме 882 435,0 тыс. рублей, что составляет 42,5% от объема финансирования предусмотренного Программой на этот период. Наиболее низкий процент обеспеченности финансированием отмечается по следующим разделам Программы:
- «Снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на водные объекты» - 23,9%;
- «Снижение негативного воздействия на окружающую среду и вовлечение в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья отходов производства и потребления» - 24,2%;
- «Нормализация экологической обстановки и создание благоприятной окружающей среды в поселениях» - 49,2%;
- «Формирование экологической культуры» - 44,8%.
В тоже время финансирование раздела «Снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на атмосферный воздух» составило 163,0%.
Анализ финансирования Программы за 2006-2009 годы
По данным информации направленной Минприроды Чувашии в Кабинет Министров Чувашской Республики (письмо от 28.02.2007 № 3/08-419), фактически на реализацию мероприятий Программы за 2006 год было направлено финансирование в общей сумме 370 209,0 тыс. рублей, или 210,4% от объема предусмотренного паспортом Программы, в том числе за счет средств федерального бюджета – 21 324,0 тыс. рублей, 71,1%; средств республиканского бюджета Чувашской Республики – 35 252,0 тыс. рублей, или 522,4%; средств местных бюджетов – 16 711,0 тыс. рублей, или 47,7% и внебюджетных источников – 269 922,0 тыс. рублей, или 259,2%.
Общий объем финансирования программных мероприятий в 2007 году, по данным Информации Минприроды Чувашии о ходе реализации Программы, представленной в Кабинет Министров Чувашской Республики (письмо от 29.02.2008 №3/04-626-исх), составил 147 566,0 тыс. рублей, или 46,8% от предусмотренного Программой годового объема финансирования, в том числе за счет средств федерального бюджета – 18 168,0 тыс. рублей, или 44,9%; республиканского бюджета Чувашской Республики – 22 071,0 тыс. рублей, или 20,6%; местных бюджетов – 24 107,0 тыс. рублей, или 33,2%; внебюджетных источников – 83 220,0 тыс. рублей, или 87,7%.
В Законе Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2007 год» объем финансирования Программы предусмотрен Минприроды Чувашии в сумме 5 504,8 тыс. рублей, кассовое исполнение расходов сложилось в сумме 5 495,4 тыс. рублей, или 99,8%.
Минприроды Чувашии расхождение сумм финансирования за счет республиканского бюджета отраженных в информации (22 071,0 тыс. рублей) и в отчете об исполнении бюджета главного распорядителя бюджетных средств за 2007 год (5 495,4 тыс. рублей) объясняет тем, что при формировании отчета о ходе реализации мероприятий Программы были использованы отчеты органов исполнительной власти Чувашской Республики и местного самоуправления, в которых были указаны средства республиканского бюджета, затраченные на реализацию мероприятий Программы, помимо средств главного распорядителя.
По данным Информации Минприроды Чувашии о ходе реализации Программы за 2008 год, представленной в Кабинет Министров Чувашской Республики (письмо от 27.03.2009 №3/08-527), общий объем финансирования программных мероприятий в 2008 году составил 218 027,0 тыс. рублей, или 84,4% от предусмотренного Программой годового объема финансирования, в том числе за счет средств федерального бюджета – 56 463,0 тыс. рублей, или 106,5%; республиканского бюджета Чувашской Республики – 4 715,3 тыс. рублей, или 73,5%; местных бюджетов – 34 169,0 тыс. рублей, или 39,5%; внебюджетных источников – 122 679,0 тыс. рублей, или 109,1%.
Выделенные в 2008 году из республиканского бюджета Чувашской Республики средства на реализацию мероприятий Программы в сумме 4 715,3 тыс. рублей освоены в полном объеме.
В ходе анализа информации за 2008 год выявлено искажение объемов выполненных работ по демеркуризации ртутьсодержащих отходов. Так, по данным информации демеркуризировано 61 тонна ртутьсодержащих отходов бюджетных учреждений республики. Фактически по актам сдачи-приемки выполненных работ по государственному контракту от 15.02.2008 №9 ООО «НПК Меркурий» демеркуризировано 47,909 тонн, или меньше на 13,091 тонн.
Общий объем финансирования программных мероприятий в 2009 году по данным Информации Минприроды Чувашии о ходе реализации Программы за 2009 год, представленной в Кабинет Министров Чувашской Республики (письмо от 27.02.2010 №3/04-685), составил 146 633,0 тыс. рублей, или 11,1% от предусмотренного Программой годового объема финансирования, в том числе за счет средств федерального бюджета – 49 819,0 тыс. рублей, или 113,8%; республиканского бюджета Чувашской Республики – 3 757,0 тыс. рублей, или 57,4%; местных бюджетов – 31 906,0 тыс. рублей, или 2,8 %; внебюджетных источников – 61 151,0 тыс. рублей, или 47,3%.
Выделенные из республиканского бюджета Чувашской Республики средства на 2009 год на реализацию мероприятий Программы в сумме 3 757,6 тыс. рублей освоены в полном объеме.
Проверка правильности заключения государственных контрактов.
Проверка целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики выделенных на реализацию мероприятий Программы произведена за период 2008-2009 годы.
Реализацию программных мероприятий Минприроды Чувашии осуществляло в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Минприроды Чувашии в 2008 году проведено 2 открытых конкурса, рассмотрена и оценена 1 котировочная заявка, заключено 26 государственных контрактов с единственным источником, в 2009 году рассмотрено и оценено 4 котировочные заявки и заключено 14 государственных контрактов с единственным источником. Проверкой порядка проведения конкурсов в 2008 – 2009 годах нарушений не установлено.
Выборочной проверкой выполнения государственных контрактов установлено следующее.
На проведение работ по демеркуризации ртутьсодержащих отходов бюджетных организаций Чувашской Республики между Минприроды Чувашии и ООО «НПК Меркурий» были заключены государственные контракты:
- в 2007 году от 16.03.2007 №7 с объемом финансирования 800,0 тыс. рублей на демеркуризацию 60,0 тонн ртутьсодержащих отходов;
- в 2008 году от 15.02.2008 №9 с объемом финансирования 667,6 тыс. рублей на демеркуризацию 47,909 тонны ртутьсодержащих отходов;
- в 2009 году от 20.04.2009 №15 с объемом финансирования 667,0 тыс. рублей на демеркуризацию 46,64 тонны ртутьсодержащих отходов.
В ходе проверки фактически выполненных работ по вышеуказанным контрактам, установлено следующее.
Ежегодно факт выполнения работ был подтвержден актами выполненных работ, в которых объем выполненных работ отражен в тоннах. В тоже время к актам приложены заявки бюджетных организаций, в которых ртутьсодержащие отходы указаны в количественном выражении, без указания типа ламп, что не позволяет определить вес сданных на демеркуризацию отходов.
В ходе проверки по запросу Контрольно-счетной палаты ООО «НПК Меркурий» представило ведомости по учету количества принятых ртутьсодержащих ламп и медицинских термометров на демеркуризацию от бюджетных организаций Чувашской Республики за 2007-2009 годы, составленные на основании накладных без указания типа ламп. Количество ламп, указанное в накладных не совпадает с количеством ламп, указанных в заявках.
Кроме того, к проверке представлена Методика расчета объемов образования отходов (отработанные ртутьсодержащие лампы), разработанная инженерно-техническим центром «Компьютерный Экологический Сервис» и Центром обеспечения экологического контроля г. Санкт-Петербург. В этой Методике указан вес одной лампы в зависимости от ее типа.
ООО «НПК Меркурий» для определения веса принятых на демеркуризацию ламп не пользуется данной Методикой, а определяет вес принятых ламп исходя из среднего веса одной лампы, рассчитанного самим обществом. Так, для расчета объемов образования отходов в 2007 году ООО «НПК Меркурий» был применен средний вес одной лампы (включая медицинские термометры) 0,389 кг, в 2008 году – 0,378 кг и в 2009 году – 0,372 кг. Согласно Методике расчета объемов образования отходов интервал веса ламп в зависимости от их типа составляет от 0,450 кг до 0,007 кг.
Контрольно-счетная палата считает, что общий вес ртутьсодержащих отходов, предъявленный к оплате за 2007-2009 годы, определен неправильно и расчет следовало производить исходя из веса каждого типа ламп. За проверяемый период точное количество сданных на демеркуризацию отходов не имеется возможности определить, так как в представленных накладных не указан тип ртутьсодержащих ламп.
Минприроды Чувашии на проведение мероприятий в рамках детского экологического движения Чувашии в 2006-2009 годах заключило государственные контракты с Чувашской Республиканской молодежной общественной организацией «Естественно-историческое общество Terra incognito» (далее – Организация):
- от 17.03.2006 №34 с объемом финансирования 50,0 тыс. рублей;
- от 30.03.2007 №14 с объемом финансирования 50,0 тыс. рублей;
- от 21.05.2007 №36 с объемом финансирования 15,0 тыс. рублей;
- от 14.03.2008 №13 с объемом финансирования 100,0 тыс. рублей;
- от 15.07.2009 №24 с объемом финансирования 27,8 тыс. рублей.
К государственным контрактам приложены календарный план выполнения мероприятий и сметы расходов на каждое мероприятие. Сметы составлены с расчетами по статьям расходов. После выполнения мероприятий Организация представляет в Минприроды Чувашии отчет о проделанной работе (текстовая часть) и использовании выделенных средств (копии финансовых документов, подтверждающих произведенные расходы).
Проверкой целевого использования средств и достоверности представленных отчетов установлено следующее. К финансовым отчетам на проведение мероприятий приложены копии товарных и кассовых чеков на приобретение материальных ценностей и бензина, даты на некоторых чеках не соответствуют датам проведения мероприятий. Всего затраты по таким документам за 2006-2009 годы сложились в сумме 96 503,99 рублей, что в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств.
Анализ целевых индикаторов и показателей эффективности
№ |
Наименование индикаторов |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
1. |
Снижение выбросов пыли в атмосферный воздух за счет реконструкции установок очистки газа дробеочистного оборудования ООО «Промтрактор-Промлит», тонн |
|
|
|
|
|
- предусмотрено Программой |
- |
- |
- |
36,2 |
|
- фактически |
- |
- |
- |
- |
2. |
Демеркуризация ртутьсодержащих отходов, процентов по отношению к предыдущему году |
|
|
|
|
|
- предусмотрено Программой |
8 |
10 |
12 |
10 |
|
- фактически |
8,6 |
10,2 |
12 |
10 |
3. |
Селективный сбор ТБО, процентов по отношению к 2005 году |
|
|
|
|
|
- предусмотрено Программой |
11 |
23 |
34 |
45 |
|
- фактически |
11,15 |
60,9 |
340,1 |
622,6 |
4. |
Вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, тыс. тонн |
|
|
|
|
|
- предусмотрено Программой |
- |
не менее 1,1 |
не менее 1,25 |
не менее 1,4 |
|
- фактически |
- |
- |
3,96 |
5,604 |
5. |
Снижение риска аварий на гидротехнических сооружениях, создающих угрозу экологической безопасности, единиц нарастающим итогом |
|
|
|
|
|
- предусмотрено Программой |
- |
4 |
9 |
12 |
|
- фактически |
- |
21,4% к 2006 году |
9 |
12 |
6. |
Количество созданных ООПТ для формирования экологического каркаса Чувашской Республики и сохранение биологического разнообразия, единиц |
|
|
|
|
|
- предусмотрено Программой |
3 |
3 |
1 |
1 |
|
- фактически |
3 |
3 |
1 |
1 |
В 2009 году не достигнут показатель снижения выбросов пыли в атмосферный воздух за счет реконструкции установок очистки газа дробеочистного оборудования ООО «Промтрактор-Промлит», который планировался в размере 36,2 тонны.
Несмотря на то, что мероприятия Программы за 2006-2009 годы профинансированы лишь на 42,5% от объема финансирования предусмотренного Программой на этот период, целевые индикаторы по годам в основном достигли запланированного уровня. Из этого следует, что при принятии Программы целевые индикаторы по годам были занижены.
Выводы:
1. Мероприятия Программы за период с 2006 по 2009 годы обеспечены финансированием за счет всех источников в сумме 882 435,0 тыс. рублей, или на 26,4% от общего объема финансирования предусмотренного паспортом Программы на 2006-2011 годы (3 341 298,0 тыс. рублей). Наименьшая обеспеченность финансирования отмечается по местным бюджетам – 4,5%.
2. При принятии Программы целевые индикаторы по годам были занижены. Такой вывод следует из того, что мероприятия Программы за 2006-2009 годы профинансированы лишь на 42,5% от объема финансирования предусмотренного Программой на этот период, а целевые индикаторы по годам в основном достигли запланированного уровня.
Не достигнут показатель снижения выбросов пыли в атмосферный воздух за счет реконструкции установок очистки газа дробеочистного оборудования ООО «Промтрактор-Промлит», который планировался в 2009 году в размере 36,2 тонны, в связи с отсутствием финансирования.
3. Допущена ошибка при составлении информации о ходе реализации Программы за 2008 год. По данным информации демеркуризировано 61 тонна ртутьсодержащих отходов бюджетных учреждений республики. Фактически по актам сдачи-приемки выполненных работ по государственному контракту от 15.02.2008 №9 ООО «НПК Меркурий» демеркуризировано 47,909 тонн, или меньше на 13,091 тонн.
4. Допущено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 96503,99 рублей, которое выразилось в следующем. Минприроды Чувашии произвело оплату выполненных работ в рамках детского экологического движения Чувашии на основании финансовых отчетов, представленных Чувашской Республиканской молодежной общественной организацией «Естественно-историческое общество Terra incognito» с копиями товарных и кассовых чеков на приобретение материальных ценностей и бензина, даты на некоторых чеках не соответствуют датам проведения мероприятий.
Предложения:
Направить отчет о результатах проверки в Государственный Совет Чувашской Республики.
Аудитор Т.К. Фролова