Утверждаю
Председатель
Контрольно-счетной палаты
Государственного Совета
Чувашской Республики
Ю.Л. Лаврентьев
23 июня 2010 года
Отчет
о результатах проверки выполнения функций главного администратора доходов республиканского бюджета Чувашской Республики Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики
Основание для проведения проверки: пункт 1.3.13. плана работы Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики, утвержденного постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 17.11.2009 №520, удостоверение от 24.05.2010 №11, выданное председателем Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики.
Цель проверки: полнота выполнения Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (далее - Министерство, главный администратор) функций главного администратора доходов республиканского бюджета Чувашской Республики в части доходов, получаемых в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности Чувашской Республики и доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти Чувашской Республики.
Проверка проведена аудитором Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики Спиридоновым В.К.
По результатам проверки составлена справка, по рассмотрении которого от Министерства замечаний не поступало.
Проверкой установлено
Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» Министерство включено в Перечень главных администраторов доходов республиканского бюджета Чувашской Республики по кодам бюджетной классификации «1 11 05022 02 0000 120» Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды земли, находящейся в собственности субъектов Российской Федерации (за исключением земельных участков автономных учреждений субъектов Российской Федерации) и «1 11 05032 02 0000 120» Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и созданных ими учреждений (за исключением имущества автономных учреждений субъектов Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 160.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации «бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, осуществляются в порядке, установленном высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации». Во исполнение данной законодательной нормы постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.12.2007 №367 был утвержден «Порядок осуществления бюджетных полномочий главными администраторами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся органами государственной власти Чувашской Республики, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями» (далее - Порядок).
Порядок устанавливает, что главный администратор доходов республиканского бюджета Чувашской Республики обладает следующими полномочиями:
- формирует перечень подведомственных ему администраторов;
- представляет сведения, необходимые для составления проектов бюджета;
- представляет сведения для составления и ведения кассового плана;
- формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета.
- в случае отсутствия подведомственных ему администраторов главный администратор исполняет полномочия администратора доходов бюджета.
Приказом Министерства от 10.12.2008 №95-Д «Об администрировании доходов» за Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики были установлены полномочия администратора рассматриваемых доходов с 1 января 2009 года. Ранее, приказом Министерства от 09.04.2008 №22-Д были назначены ответственные за организацию работы по администрированию доходов от использования государственного имущества. В том числе, ответственным по администрированию рассматриваемых доходов была назначена Николаева Валентина Ивановна.
Термин и понятие об институте главных администраторов (администраторов) доходов бюджета появились в бюджетном законодательстве со вступлением в силу Федерального закона от 26.04.2007 №63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», и нашли отражения в Административном регламенте исполнения Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики государственных функций, утвержденном приказом Министерства от 17.12.2008 №97-Д.
Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности Чувашской Республики (за исключением земельных участков автономных учреждений Чувашской Республики).
Приказом Минимущества Чувашии от 12 июля 2007 №30-д был утвержден Административный регламент Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики по предоставлению государственной услуги «Передача в аренду земельных участков, находящихся в собственности Чувашской Республики», (далее - Регламент). На республиканском уровне рассматриваемые арендные отношения регулируются следующими законодательными и нормативными актами:
- Законом Чувашской Республики от 03.05.2001 №12 «Об управлении государственной собственностью Чувашской Республики»;
- Законом Чувашской Республики от 01.06.2004 №11 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике»;
- постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.08.1999 №196 «О Концепции управления государственным имуществом Чувашской Республики»;
- постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 02.07.2001 №151 «Вопросы управления государственной собственностью Чувашской Республики»;
- постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики
от 19 июня 2006 №148 «Об утверждении Порядка предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики, определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена».
По состоянию на 1 января 2009 года Министерством было заключено 238 договоров аренды в отношении 404 земельных участков общей площадью 96 136,3 тыс. кв. метров против 183 договоров и 234 участков площадью 71 054,1 тыс. кв. метров на начало 2008 года. По состоянию на 31 декабря 2009 года действовало 223 договора аренды 511 участков земли общей площадью 77 375,8 тыс. кв. метров.
По итогам 2009 года объем данных неналоговых доходов республиканского бюджета Чувашской Республики составил 47 547,7 тыс. рублей против 83 946,2 тыс. рублей по итогам 2008 года. Существенное уменьшение доходов республиканского бюджета от аренды земли связано с выпадением арендных платежей от ОАО «Волжская Текстильная Компания», в отношении которого решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 17 сентября 2009 года введена процедура наблюдения и по которой задолженность перед республиканским бюджетом Чувашской Республики по арендной плате на 31 декабря 2009 года составила 42,6 млн. рублей, а также с задолженностью ГУП ЧР «Чувашавтотранс» на сумму 12,1 млн. рублей.
Всего задолженность по арендной плате за земельные участки республиканской собственности на 31 декабря 2009 года составила 55,7 млн. рублей и выросла относительно задолженности на начало 2009 года (15,1 млн. рублей) на 40,6 млн. рублей.
По итогам 2009 года ОАО «Волжская Текстильная Компания» при задолженности на начало года в объеме 10,8 млн. рублей и годовой сумме арендных платежей в объеме 32,7 млн. рублей осуществило арендных платежей на сумму 0,9 млн. рублей. В отношении должника по подготовленным Министерством исковым заявлениям состоялось четыре решения Арбитражного суда Чувашской Республики на общую сумму 42,2 млн. рублей, но они оказались не выполненными из-за веденной процедуры «наблюдения».
В отношении других должников Министерством также принимались претензионные меры:
- по задолженности ГУП ЧР «Чувашавтотранс» (на 31 декабря 2009 года в сумме 12,1 млн. рублей) в 2009 году было принято 8 решений Арбитражного суда на общую сумму 9 055,3 тыс. рублей и 2 мировых соглашения на сумму 724,7 тыс. рублей. Поступило платежей на сумму 1 948,3 тыс. рублей;
- по задолженности ООО «Чувашлесстройторг» (на 31 декабря 2009 года в сумме 600 тыс. рублей) в 2009 году было принято 2 решения Арбитражного суда на общую сумму 458,6 тыс. рублей. Поступило платежей на сумму 110 тыс. рублей;
- по задолженности ГУП ЧР «Зооветснаб» (на 31 декабря 2009 года в сумме 30 тыс. рублей) в 2009 году было принято решение Арбитражного суда на сумму 104,5 тыс. рублей. Поступило платежей на сумму 73,7 тыс. рублей;
- по задолженности ООО «Волжская ипотечная корпорация» (на 31 декабря 2009 года в сумме 50 тыс. рублей) в 2009 году было принято решение Арбитражного суда на сумму 108,6 тыс. рублей. Поступило платежей на сумму 86,5 тыс. рублей;
- по задолженности ООО «Яблоко» (на 31 декабря 2009 года в сумме 50 тыс. рублей) в 2009 году было принято решение Арбитражного суда на сумму 59,1 тыс. рублей. Поступило платежей на сумму 43,3 тыс. рублей;
- по задолженности ГУП ЧР «ОЦДМ «Лазурный» (на 31 декабря 2009 года в сумме 30 тыс. рублей) в 2009 году было принято решение Арбитражного суда на сумму 20,9 тыс. рублей;
- по задолженности ГУП ЧР «Чуваштоппром» (на 31 декабря 2009 года в сумме 180 тыс. рублей) в 2009 году было заключено 2 мировых соглашения на сумму 118,6 тыс. рублей. Платежи поступили в 2010 году.
Для обеспечения поступлений в доходы республиканского бюджета Чувашской Республики платежей по арендной задолженности Министерством были подготовлены «Правила проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических и физических лиц перед республиканским бюджетом Чувашской Республики по арендной плате за пользование имуществом и земельными участками, находящимися в государственной собственности Чувашской Республики, а также задолженности по начисленным пеням за несвоевременную оплату арендных платежей», которые были утверждены постановлением Кабинета Министров от 10.12.2009 №401.
По состоянию на 1 марта 2010 года было заключено 14 соглашений о реструктуризации на сумму 10,7 млн. рублей. В связи с невыполнением арендаторами условий соглашений по оплате арендных платежей было расторгнуто 12 соглашений на сумму 10,4 млн. рублей
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти Чувашской Республики. В соответствии с Законом Чувашской Республики от 3 мая 2001 №12 «Об управлении государственной собственностью Чувашской Республики»
(с последующими изменениями) передача республиканского имущества в аренду осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Размер платы определяется согласно положениям постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.12.2001 №285 «О порядке расчета годовой арендной платы за пользование имуществом, находящимся в государственной собственности Чувашской Республики, расположенным на территории Чувашской Республики» (с последующими изменениями).
На 2009 год (с 1 января 2008 года без изменений) были установлены базовый размер стоимости аренды 1 кв. метра в сумме 8 400 рублей и минимальная ставка годовой арендной платы общей нежилой площади - 145 рублей.
По итогам 2009 года объем данных неналоговых доходов республиканского бюджета Чувашской Республики составил 72 575,3 тыс. рублей, или 83,8% против итога 2008 года (86 579,1 тыс. рублей). Среднегодовая площадь сдаваемых в аренду площадей в 2009 году составила 75,3 тыс. кв. метров (среднегодовое количество договоров аренды - 274,5) против 91,9 тыс. кв. метров (среднегодовое количество договоров - 410) в 2008 году. Данные по аренде республиканского имущества приведены в следующей таблице.
№
п/п |
Наименование показателя |
Аренда имущества Чувашской Республики по состоянию на: |
31.12.2007 |
31.12.2008 |
31.12.2009 |
1 |
Кол-во действующих договоров |
523 |
297 |
252 |
2 |
Арендуемая площадь, кв. м |
105 967,55 |
77 746,93 |
72 903,26 |
В 2009 году платили аренду по минимальной ставке 41 учреждение и 4 общественные организации.
Показатель |
Арендаторы |
Всего |
Муниципальные учреждения |
Республиканские учреждения |
Федеральные учреждения |
Общественные организации |
Кол-во действующих договоров |
6 |
4 |
31 |
4 |
45 |
Арендуемая площадь, кв. м |
1 321,78 |
596,78 |
32 016,79 |
960,5 |
34 895,85
|
По состоянию на 31 декабря 2009 года просроченная задолженность по арендной плате за имущество составила 3 016,6 тыс. рублей, или 4,2% суммы годовых платежей. На начало 2009 года просроченная задолженность составляла 2 500,0 тыс. рублей.
В отношении должников была проведена работа по взысканию долгов в судебном порядке:
- по ООО «Волжская ипотечная корпорация» при задолженности на 0,5 млн. рублей принято решение Арбитражного суда на сумму 0,1 млн. рублей;
- по ООО «Корона» при задолженности на 0,7 млн. рублей принято решение Арбитражного суда на сумму 0,7 млн. рублей;
- по ООО «Лазурный» при задолженности на 0,7 млн. рублей принято решение Арбитражного суда на сумму 0,7 млн. рублей;
- по ООО «Анфилада» при задолженности на 0,4 млн. рублей принято решение Арбитражного суда на сумму 0,4 млн. рублей.
В соответствии с Правилами проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических и физических лиц перед республиканским бюджетом Чувашской Республики по арендной плате за пользование имуществом и земельными участками, находящимися в государственной собственности Чувашской Республики, а также задолженности по начисленным пеням за несвоевременную оплату арендных платежей», утвержденными постановлением Кабинета Министров от 10.12.2009 №401, были заключены соглашения о реструктуризации с ООО «Чувашлесстройторг» и ИП Донкин Г.А на общую сумму 562,4 тыс. рублей, в том числе арендная плата - 394,3 тыс. рублей и пени - 168,1 тыс. рублей.
В связи с невыполнением условий соглашение с ООО «Чувашлесстройторг» по оплате арендных платежей было расторгнуто.
Формирование проекта республиканского бюджета. Статьей «160.1. Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета» Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный администратор представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета.
Порядок осуществления бюджетных полномочий главными администраторами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся органами государственной власти Чувашской Республики, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, утвержденный постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.12.2007 №367 (вступило в силу с 1 января 2008 года), обязывает главного администратора в сроки, установленные нормативным правовым актом Кабинета Министров Чувашской Республики для формирования республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период, представлять в Министерство финансов Чувашской Республики прогноз поступлений администрируемых доходов на очередной финансовый год и плановый период в разрезе кодов доходов бюджетной классификации Российской Федерации, разрезе муниципальных образований с соответствующими расчетами и обоснованиями.
Формирование республиканского бюджета Чувашской Республики на 2009 год должно было осуществляться в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 марта 2008 №64 «О порядке составления проектов республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период». Согласно пункту 9 утвержденного порядка главные администраторы доходов республиканского бюджета Чувашской Республики до 15 мая текущего финансового года разрабатывают и представляют в Министерство финансов Чувашской Республики прогноз (прогноз изменений) объемов поступлений в республиканский бюджет Чувашской Республики по соответствующим видам (подвидам) доходов республиканского бюджета Чувашской Республики.
Письмом Министерства от 15 мая 2008 года в соответствии с вышеуказанным Порядком в Минфин Чувашии был представлен прогноз поступления доходов по коду «1 11 05022 02 000 120 Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности Чувашской Республики (за исключением земельных участков автономных учреждений Чувашской Республики)» в объеме 83 000,0 тыс. рублей и по коду «1 11 05032 02 000 120 Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти Чувашской Республики» в объеме 82 200, тыс. рублей. Заявленные Министерством объемы доходов были отражены в бюджетной росписи по состоянию на 1 января 2009 года.
Письмом от 11.01.2009 №09-09/7 Министерство направило в Минфин Чувашии уточненный прогноз администрируемых неналоговых доходов с объемами по коду «1 11 05022 02 000 120» - 55 500,0 тыс. рублей, т.е. меньше утвержденного на 27 500,0 тыс. рублей, и по коду «1 11 05032 02 000 120» - 75 500.0 тыс. рублей, или меньше утвержденного на 6 700,0 тыс. рублей. Письмом от 23.01.2009 №03-23/220 Минфин Чувашии отказал в изменении утвержденных объемов рассматриваемых налогов.
В ходе исполнения республиканского Чувашской Республики доходы по коду «1 11 05022 02 000 120» трижды изменялись в бюджетной росписи и окончательно плановые объемы были утверждены в сумме 52 270,4 тыс. рублей, что близко к прогнозу Министерства от января 2009 года.
Доходы по коду «1 11 05032 02 000 120» были изменены один раз и окончательный их плановый объем согласно бюджетной росписи составил 73 200,0 тыс. рублей, что близко к прогнозу Министерства от января 2009 года.
Изменения в бюджетную роспись вносились Минфином Чувашии на основании ежеквартальных прогнозов Министерства по рассматриваемым доходам, которые представлялись в Минфин Чувашии письмами от 10.03.2009 №10-18/1313, 10.06.2009 №10-18/3497, 08.09.2009 №10-18/5439.
Выводы
1. Задолженность по арендной плате за земельные участки республиканской собственности на 31 декабря 2009 года составила 55,7 млн. рублей и превысила объем фактических платежей 2009 года (47,5 млн. рублей).
2. Эффективность претензионной работы не на должном уровне. По 20 решениям Арбитражного суда Чувашской Республики на сумму 52,9 млн. рублей платежи по долгам поступили в республиканский бюджет Чувашской Республики на сумму 3,2 млн. рублей.
3. Реализация постановления Кабинета Министров от 10.12..2009 №401, утвердившего «Правила проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических и физических лиц перед республиканским бюджетом Чувашской Республики по арендной плате за пользование имуществом и земельными участками, находящимися в государственной собственности Чувашской Республики, а также задолженности по начисленным пеням за несвоевременную оплату арендных платежей», оказалась малоэффективной. Из 16 соглашений о реструктуризации задолженности на сумму 11,2 млн. рублей 13 соглашений на сумму 10,6 млн. рублей было расторгнуто в связи с невыполнением арендаторами условий соглашений.
4. Прогнозы Министерства имущественных и земельных отношений по объемам администрируемых доходов показали высокую достоверность по итогам 2009 года.
Предложения
1. Направить отчет по итогам контрольного мероприятия в Государственный Совет Чувашской Республики и Кабинет Министров Чувашской Республики.
Аудитор В.К. Спиридонов