Утверждаю
Председатель
Контрольно-счетной палаты
Государственного Совета
Чувашской Республики
Ю.Л. Лаврентьев
6 июля 2010 года
Отчет
о результатах проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных из республиканского бюджета Чувашской Республики на содержание государственного учреждения культуры «Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека» Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики, за 2009 год I квартал 2010 год
Основание для проведения проверки: план работы Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики на 2010 год (пункт 1.3.17.), утвержденный постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 17 ноября 2009 года №520.
Цель проверки: проверить целевое и эффективное использование средств, выделенных из республиканского бюджета Чувашской Республики.
Предмет проверки: нормативные правовые, финансовые и другие документы, подтверждающие целевое использование средств, выделенных на содержание государственного учреждения культуры «Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека».
Объект проверки: государственное учреждение культуры «Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека».
Состав исполнителей: начальник контрольно-экспертного отдела аппарата Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики Цепков Б.Н. и заведующий сектором информационно-юридического обеспечения контрольно-экспертного отдела аппарата Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики Иванов Д.А.
Срок проведения проверки: проверка начата 10 июня 2010 года и окончена 5 июля 2010 года. По результатам проверки составлен акт от 5 июля 2010 года, который подписан без возражений.
Результаты контрольного мероприятия:
Юридический адрес ГУК «Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека»: 428027, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. И.Яковлева, д. 8а.
Распорядителями денежных средств в проверяемом периоде являлись:
- с правом первой подписи - директор ГУК «Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека» Григорьева Т. Р.,
- с правом второй подписи - главный бухгалтер ГУК «Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека» Алексеева Р.В.
Предыдущая плановая ревизия финансово-хозяйственной деятельности в ГУК «Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека» за период с апреля 2005 года по ноябрь 2007 года проведена специалистами Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики. Произведенной проверкой выявлено необоснованное использование средств республиканского бюджета в сумме 23,0 тыс. рублей, а также выявлены отдельные нарушения Федерального закона Российской Федерации от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2006 №25н. По результатам ревизии издан приказ Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики от 28.01.2008 №01-07/27 «О результатах проверки Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки», в соответствии с которым указано директору Григорьевой Т.Р. на допущенные нарушения в финансово-хозяйственной деятельности и недостатки в ведении бухгалтерского учета. Информация об устранении выявленных нарушений представлена в Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики в установленные сроки - 1 февраля 2008 года.
1. Анализ нормативной правовой базы и учредительных документов, регулирующих деятельность Учреждения.
Государственное учреждение культуры «Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека» Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики (далее по тексту - Учреждение) является правопреемником государственного учреждения культуры «Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека» Министерства культуры и по делам национальностей Чувашской Республики, зарегистрированного постановлением Главы администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 02.02.1999 №106. Некоммерческая организация.
В проверяемом периоде Учреждение осуществляло свою деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным приказом Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики 10.06.2004 №01-07/140, согласованным с Министерством имущественных отношений и земельных отношений Чувашской Республики (распоряжение от 05.08.2004 №903-р).
Учреждение является юридическим лицом, координация и регулирование деятельности которого осуществляется Министерством культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики (далее по тексту - Минкультуры Чувашии), имеет самостоятельный баланс, печать со своим наименованием, штамп, бланки.
Учреждение действует на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, других действующих нормативных актов Российской Федерации и Чувашской Республики, а также Устава.
Помимо основных видов деятельности Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую деятельность.
Согласно п. 3.1. Устава имущество Учреждения является государственной собственностью Чувашской Республики и закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления распоряжением Министерства государственного имущества Чувашской Республики от 19.11.1999 №1462-р (свидетельство о внесении в реестр государственного имущества от 19.11.1999 №000302 о присвоении объекту учета реестрового №02110330).
В Учреждении на собрании трудового коллектива 28 июля 2009 года утвержден коллективный договор, зарегистрированный отделом социальной защиты населения Ленинского района г. Чебоксары УСЗН г. Чебоксары Чувашской Республики Минздравсоцразвития Чувашии от 23.09.2009 №04-130/508 и имеющий три приложения: Правила внутреннего трудового распорядка, Положение о премировании и Положение об оплате труда.
2. Проверка правильности составления смет доходов и расходов, обоснованности расчетов к ним. Выполнение требований бюджетного законодательства при выделении бюджетных средств. Анализ исполнения сметы доходов и расходов по бюджетным средствам.
Бюджетная смета бюджетного Учреждения на 2009 год утверждена Минкультуры Чувашии от 10 ноября 2008 года по разделу 08 «Культура, кинематография и средства массовой информации», подразделу 01 «Культура», целевой статье 4429900 «Обеспечение деятельности подведомственных учреждений», виду расходов 001 «Выполнение функций бюджетными учреждениями» в сумме 7 935,6 тыс. рублей. Расшифровка к бюджетной смете расходов приложена.
Так же, Минкультуры Чувашии утверждена бюджетная смета бюджетного учреждения от 10 ноября 2008 года по разделу 08 «Культура, кинематография и средства массовой информации», подразделу 01 «Культура», целевой статье 5223302 «Подпрограмма «Развитие культуры и искусства в Чувашской Республике», виду расходов 024 «Мероприятия в сфере культуры» в сумме 10,0 тыс. рублей. Данные средства предполагалось направить на развитие консультативно-методического центра по профилактике наркомании и алкоголизма среди детей и юношества. Однако, справкой-уведомлением об изменении ассигнований от 03.08.2009 №2294, данные средства сняты с объема финансирования Учреждения.
Учреждению доведено уведомление от 07.11.2008 №17 об объемах бюджетных ассигнований на 2009 год в сумме 7 945,6 тыс. рублей.
В 2009 года Минфином Чувашии до Учреждения доведено три справки-уведомления об изменении ассигнований. С учетом изменений общая сумма бюджетных ассигнований составила 7 808,6 тыс. рублей.
В течение 2009 года сметные назначения сократились на 127,0 тыс. рублей (на 1,7%).
По данным отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств на 1 января 2010 года кассовые расходы по бюджетной смете Учреждения составили 7 808,6 тыс. рублей, или исполнены на 100,0%.
Бюджетная смета бюджетного Учреждения на 2010 год утверждена Минкультуры Чувашии 21 декабря 2009 года по разделу 08 «Культура, кинематография и средства массовой информации», подразделу 01 «Культура», целевой статье 4429900 «Обеспечение деятельности подведомственных учреждений», виду расходов 001 «Выполнение функций бюджетными учреждениями» в сумме 7 258,9 тыс. рублей. Расшифровка к бюджетной смете расходов приложена.
Минкультуры Чувашии до Учреждения доведено уведомление от 18.12.2009 №2 о бюджетных ассигнованиях на 2010 год на общую сумму 7 258,9 тыс. рублей.
В 1 квартале 2010 года в бюджетную смету Учреждения изменений не вносилось.
По данным отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств на 1 апреля 2010 года кассовые расходы составили 1 618,7 тыс. рублей, или исполнены на 22,3% годовых назначений.
Анализ показывает, что в Учреждении существует проблема пополняемости и обновления библиотечного фонда. Так исходя из данных Учреждения наблюдается тенденция сокращения финансирования на приобретение новых книг. В соответствии с рекомендациями «Модельного стандарта детской библиотеки» (принят Российской библиотечной ассоциацией в мае 2008 года) и «Руководством для детских библиотек России» (принято на конференции ежегодной сессии Российской библиотечной ассоциацией 21 мая 2009 года), разработан норматив оптимального количества нового поступления книг. Исходя из расчетов следует, что в 2008 году Учреждению для обеспечения оптимальной пополняемости библиотечного фонда следовало приобрести 14 603 книги, фактически приобретено только 5 200 экземпляров (35,6% нормы), в 2009 году следовало приобрести 14 231 экземпляров, а приобретено лишь 3 020,0 экземпляров (21,2%), а в 2010 году планируется приобрести 1 768 экземпляров (исходя из выделенного финансирования), при нормативе 14 364 экземпляров, или только 12,3% от рекомендованного оптимального количества книг, обеспечивающего полное обновление библиотечного фонда.
По рекомендации Международной федерации библиотечных ассоциаций (ИФЛА) библиотечный фонд публичной библиотеки должен обновляться в течение 10 лет и в нем должны присутствовать 10,0% книг, изданных за последние 2 года. В Учреждение за последние 2 года поступило 8 220 книг, или 4,2%.
Следует отметить, что за период с 1999 года по 2009 год в библиотеку поступило 25 900 экземпляров книг, или за 10 лет библиотечный фонд обновился всего на 13,2%, вместо рекомендуемых 100,0%.
Учитывая вышесказанное можно сделать вывод о том, что для полноценного функционирования Учреждения необходимо увеличить финансирование расходов на приобретение книжного фонда как минимум в 3-4 раза. (Необходимые расчеты в Учреждении имеются).
Также в соответствии с вышеуказанными рекомендациями следует обновлять библиотечный фонд не менее 5,0% изданий детской литературы текущего года, а фактически за последние три года обновляемость составляла: в 2008 и 2009 годах - 1,8%, а в 2010 году снизилась до 1,6%.
Учреждением в соответствии с Республиканской комплексной программой «Качество», начиная с 2006 года, реализовало социальный проект по внедрению и подготовке к сертификации систем менеджмента качества, соответствующих требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001, в организациях здравоохранения и социальной сферы, сферы культуры и агропромышленного комплекса Чувашской Республики.
В 2008 году Учреждение стало участником пилотного проекта по внедрению и подготовке к сертификации систем менеджмента качества в организациях и учреждениях сферы культуры. В связи с этим коллективом проведена значительная работа по созданию, внедрению и подготовке к сертификации систем менеджмента качества в организациях и учреждениях сферы культуры Чувашской Республики. Результатом этой работы стало то, что Учреждение получило международный сертификат соответствия на оказание информационных и библиотечных услуг согласно ГОСТа Р ИСО 9001-2008 от 09.07.2009 №0935.
Учреждение стала первой в России библиотекой для детей и юношества. разработавшей и внедрившей систему менеджмента качества по оказанию библиотечно-информационных услуг. Ежегодно проводится инспекционный аудит представителями РОСТЕХСЕРТ из г. Екатеринбург.
Учреждение является одной из крупнейших библиотек в Чувашской Республике, где собрано более 200 тысяч экземпляров уникального фонда книг для детей и юношества, в том числе около 30% краеведческой детской литературы.
Библиотека расположена в здании бывшего детского сада №68, год постройки здания 1967 год. В 1994-1998 годах была проведена реконструкция здания под Чувашскую республиканскую детско-юношескую библиотеку.
В 1994 году крыша общей площадью 1 140 кв.м. была покрыта мягкой кровлей в плоском варианте, без чердачного перекрытия. За время функционирования библиотеки текущий ремонт кровли производился в 2008 году с частичной заменой существующих рулонных кровель на покрытия из наплавляемых материалов в один слой. Этот частичный ремонт не обеспечил качественного покрытия кровли библиотеки. В настоящее время крыша сильно протекает, в результате чего в читальном зале в дневное и ночное время несколько раз происходили замыкания электропроводки, срабатывала пожарная автоматическая сигнализация, что подтверждается записями в журнале дежурства сторожей вахтеров от 18 апреля 2010 года, 6 июня 2010 года и т.д. Во время сильных дождевых ливней внутри здания в помещениях для читателей ставится посуда для сбора воды. При визуальном осмотре крыши и фасада здания библиотеки выявлено, что во многих помещениях библиотеки потолки покрыты плесенью и размножаются опасные грибки, что не способствует сохранности библиотечного фонда.
В Учреждении имеются сметы на общую сумму 1 937,1 тыс. рублей, в том числе: на проведение текущего ремонта кровли библиотеки на общую сумму 1 467,4 тыс. рублей и на проведение работ по облицовке фасада - 469,7 тыс. рублей.
Несмотря на неоднократные обращения Учреждения в Минкультуры Чувашии о выделении финансирования на проведение капитального и текущего ремонта кровли, денежные средства в 2009 и 2010 годах не были выделены.
3. Законность, целевое и эффективное использование средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных Учреждению.
3.1. Соблюдение порядка расходования бюджетных средств.
В 2009 году для учета движения денежных средств Учреждения, в Управлении казначейства Министерства финансов Чувашской Республики открыт лицевой счет, открытый в 2007 году (письмо Министерства финансов Чувашской Республике от 29.12.2006 №10/2-14/575):
- №03857260828 - по бюджетным средствам.
Выборочно проверено правильность ведения бухгалтерского учета и осуществления расходов на коммунальные услуги (оплату услуг электроснабжения, теплоснабжения и водоснабжения), на приобретение книжной продукции и ГСМ за 2009 год и 1 квартал 2010 года.
Фактов нарушения Федерального Закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» не выявлено.
Анализ основных показателей деятельности учреждения.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указом Президента Чувашской Республики от 25.04.2008 №42 «Об основных направлениях бюджетной политики Чувашской Республики на 2009-2011 годах» и постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 марта 2007 года №42 «О бюджетных услугах, предоставляемых бюджетными учреждениями Чувашской Республики за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии 29 августа 2008 года утвердило Учреждению государственное задание по предоставлению государственных услуг в 2009 году.
Государственным заданием определен перечень основных услуг (основных показателей), которые должно оказать Учреждение в 2009 году, а именно:
- услуги по организации библиотечного обслуживания населения библиотеками Чувашской Республики - выдача документов во временное пользование в год - 375,0 тыс. экземпляров (основной показатель);
По отчетным данным Учреждения (статистическая отчетность по форме №6-НК «Сведения об общедоступной (публичной) библиотеке») выполнение производственных показателей (планов) за 2009 год приведено в таблице:
№
п/п |
Наименование показателей |
2009 год |
Отклонение от плана |
план |
факт |
количество |
% |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Выдача документов во временное пользование (экз.) |
375 000 |
377 011 |
+2 011,0 |
0,5 |
В 2009 году при запланированном количестве выдаче документов во временное пользование (книговыдача) 375 000 экземпляров, фактически оказано государственных услуг читателям в количестве 377 011 экземпляров, или 2 011,0 экземпляров выше установленного государственного задания, или больше на 0,5%.
Выполнение государственного задания в разрезе кварталов 2009 года характеризовалось следующими показателями:
- в I квартале 2009 года государственное задание выполнено на 100,2% (план - 107 630 экземпляров, фактически оказано государственных услуг - 107 881 экземпляров);
- II квартале 2009 года государственное задание выполнено на 100,6% (план - 108 020 (215 650) экземпляров, фактически оказано государственных услуг - 108 661 (216 542) экземпляров);
- III квартале 2009 года государственное задание выполнено на 103,6% (план - 64 710 (280 360) экземпляров, фактически оказано государственных услуг - 67 045 (283 587) экземпляров);
- IV квартале 2009 года государственное задание выполнено на 98,7% (план - 94 640 (375 000) экземпляров, фактически оказано государственных услуг - 93 424 (377 011) экземпляров).
То есть, показатель государственного задания за IV квартал 2009 года не выполнен на 1,3%, или не дооказано государственных услуг по выдаче документов во временное пользование на 1 216 экземпляров.
При этом в нарушение приложения №3 «Положение об оплате труда» к коллективному договору (утвержденному на собрании коллектива от 28 июля 2009 года) и условий трудового договора от 5 февраля 2005 года (и дополнительному соглашению к нему от 1 января 2009 года), заключенному Минкультуры Чувашии с директором Учреждения Григорьевой Т.Р. на основании приказа Минкультуры Чувашии от 17.02.2010 №09-06/30 Григорьеву Т.Р. премировали по итогам работы IV квартала 2009 года в сумме 6 400,0 рублей.
Минкультуры Чувашии оперативно среагировало на результаты настоящей проверки и приказом Минкультуры Чувашии от 05.07.2010 №09-06/113 ранее изданный приказ на премирование Григорьевой Т.Р. по итогам работы за 4 квартал 2009 года отменен. По заявлению Григорьевой Т.Р. с ее заработной платы за июль т.г. удержано 6 400 рублей.
Анализ выполнения норматива финансовых затрат на одного фактического получателя государственной услуги по организации библиотечного обслуживания населения за 2009 год характеризуется следующим образом:
Наименование
показателей |
Утверждено
государственным
заданием на 2009 год |
С учетом изменений финансирования |
Фактическое исполнение за 2009 год |
%
исполнения
(стр.4 / стр.2) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1.Объем средств на исполнение расходных обязательств (рублей) |
7 935 600,0 |
7 808 600,0 |
7 808 600,0 |
100,0 |
1.2.Затраты на реализацию государственного задания (рублей) |
7 935 600,0 |
7 808 600,0 |
7 808 600,0 |
100,0 |
1.3.Норматив финансовых затрат на одного фактического получателя государственной услуги (рублей) |
557,66 |
|
548,63 |
98,4 |
2. Потребители государственных услуг: |
Физические лица |
14 230 |
|
14 233 |
100,02 |
3. Показатели, характеризующие качество и объем (состав) государственных услуг: |
Государственная услуга по организации библиотечного обслуживания населения библиотеками Чувашской Республики (утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.03.2007 №42) - выдача документов во временное пользование (экземпляров) |
375 000 |
377 011 |
100,5 |
В нарушение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2008 №83 Минкультуры Чувашии не разработало и не довело до подведомственных учреждений Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания, осуществляемого за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и Методику оценки выполнения бюджетными учреждениями Чувашской Республики и иными некоммерческими организациями государственного задания на оказание государственных услуг.
При этом анализ выполнения норматива финансовых затрат на одного фактического получателя государственной услуги по организации библиотечного обслуживания населения за 2009 и 2010 годы показывает, что за проверяемый период Минкультуры Чувашии дважды менялась методика определения норматива финансовых затрат на одного фактического получателя государственной услуги, а именно:
- в 2009 году этот показатель определялся путем деления объема средств на исполнения расходных обязательств (сумма всех расходов за счет средств республиканского бюджета по смете Учреждения) на количество потребителей государственных услуг. На 2009 год доведен плановый показатель норматива финансовых затрат в сумме 557,66 рублей, фактически выполнение составило 548,63 рублей (98,4%), или снижены в целом на 9,03 рубля.
- в 2010 году норматив финансовых затрат на одного фактического получателя государственной услуги стал определяться путем деления объема затрат на оказания государственной услуги (объем всех средств на исполнения расходных обязательств за минусом расходов на содержание имущества - статьи 223 «Коммунальные услуги», 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» и 290 «Прочие расходы») на количество потребителей государственных услуг и на 2010 год доведен норматив финансовых затрат на одного получателя государственной услуги в размере 431,41 рублей. Плановый показатель норматива финансовых затрат на одного получателя государственной услуги на I квартал 2010 года утвержден в сумме 224,09 рублей, фактически норматив составил 191,28 рублей (85,3%), или ниже на 32,81 рублей.
Это видно из следующей таблицы:
Наименование показателей |
Утверждено государственным заданием на 1 квартал 2010 года |
Кассовое исполнение за 1 квартал 2010 года |
%
исполнения |
1.Объем средств на исполнение расходных обязательств (рублей) |
1 910 900,0 |
1 620 200,0 |
84,8 |
1.2.Затраты на реализацию государственного задания (рублей) |
1 509 275,0 |
1 298 000,0 |
86,0 |
1.3.Норматив финансовых затрат на одного фактического получателя государственной услуги (рублей) |
224,09 |
191,28 |
85,3 |
2. Потребители государственных услуг: |
Физические лица |
6 735 |
6 786 |
100,8 |
3. Показатели, характеризующие качество и объем (состав) государственных услуг: |
Государственная услуга по организации библиотечного обслуживания населения библиотеками Чувашской Республики (утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.03.2007 №42) - выдача документов во временное пользование (экземпляров) |
375 000 |
377 011 |
100,5 |
Также анализ затрат на реализацию государственного задания показал, что Минкультуры Чувашии не выполнило свои обязательства для исполнения государственного задания по предоставлению государственных услуг в I квартале 2010 года 2010 году Учреждением.
Минкультуры Чувашии утвердило Учреждению объем средств на исполнение расходных обязательств на I квартал 2010 года в сумме 1 910,9 тыс. рублей, а профинансировало лишь в объеме 1 620,2 тыс. рублей (84,8%). Затраты на реализацию государственного задания I квартала 2010 года утверждены в объеме 1 509,3 тыс. рублей (из общей суммы расходных обязательств исключены плановые расходы по экономическим статьям 223, 225 и 290), в тоже время Минкультуры Чувашии профинансированы расходы на реализацию государственного задания только в сумме 1 298,0 тыс. рублей (86,0%), или меньше на 211,3 тыс. рублей. При этом план по государственному заданию (выдача документов во временное пользование - 107 000 экземпляров) не менялся.
То есть, Минкультуры Чувашии в нарушение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2008 №83 в I квартале 2010 года не обеспечило выполнение своих обязательств перед Учреждением, а именно не в полном объеме профинансировало расходные обязательства для выполнения государственного задания (утверждены в объеме – 1 509,3 тыс. рублей, профинансировано – 1 298,0 тыс. рублей), при этом не изменило показатель государственного задания (выдача документов во временное пользование - 107 000 экземпляров).
Несмотря на это Учреждение выполнило государственное задание за I квартал 2010 года на 102,5% (по плану в данный квартал следовало выдать документов во временное пользование в количестве 107 000 экземпляров, фактически выдано 109 696 экземпляров), или перевыполнено на 2 696 экземпляров.
3.2. Осуществления наличных расчетов (кассовые операции).
Проверка кассовых операций по бюджетным средствам и средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, проведена за весь 2009 год и I квартал 2010 года. Ведение кассовых операций в проверяемом периоде было возложено на ведущего бухгалтера Учреждения Тихонову Н.Н., с которой заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности от 4 октября 2004 года.
Письмом Минфина Чувашии б/н и б/д до Учреждения доведен расчет об установлении лимита остатка кассы на 2009 и 2010 годы в сумме 600,0 рублей. В проверяемом периоде лимит остатка кассы соблюдался.
Кассовая книга пронумерована, прошнурована, опечатана печатью и заверена подписями распорядителями денежных средств. Денежные средства, полученные в кассу Учреждения, оприходованы своевременно и в полном объеме. Произведенным выборочным подсчетом итогов в расчетно-платежных ведомостях на выплату заработной платы за II полугодие 2009 года расхождений с данными кассовой книги и бухгалтерских записей не выявлено.
3.3. Осуществления безналичных расчетов (банковские операции).
Проверка банковских операций по бюджетным средствам и средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, проведена за II полугодие 2009 года.
Ко всем выпискам банка приложены соответствующие оправдательные документы. Остатки денежных средств по банковским выпискам соответствуют данным бухгалтерского учета.
Фактов перечисления бюджетных средств на депозитные счета в коммерческие банки, приобретения депозитных сертификатов и ценных бумаг, а также оказания финансовой помощи коммерческим структурам не установлено.
3.4. Проверка правильности начисления и выплаты заработной платы работникам Учреждения
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.11.2008 №347 «Об оплате труда работников бюджетных учреждений Чувашской Республики, занятых в сфере культуры, кинематографии, средств массовой информации» утверждено и введено в действие с 1 января 2009 года Положение об оплате труда работников бюджетных учреждений Чувашской Республики, занятых в сфере культуры, кинематографии, средств массовой информации (далее - Положение).
Положение разработано в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.10.2008 №317 «О введении новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений Чувашской Республики, а также гражданского персонала подразделений милиции общественной безопасности, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Чувашской Республики».
Положение регулирует порядок оплаты труда работников бюджетных учреждений Чувашской Республики по профессиональной деятельности театров, концертных и других учреждений исполнительских искусств, библиотек, музеев, дворцов, домов культуры, архивов, других бюджетных учреждений культуры и средств массовой информации Чувашской Республики.
Положение определяет порядок формирования фонда оплаты труда работников учреждений за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и средств, поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, установления размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, повышающих коэффициентов к окладам, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера.
В соответствии с требованиями постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.10.2008 №317 должностной оклад руководителя Учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до 4 размеров указанной средней заработной платы.
Согласно приложению №2 к приказу Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики, до Учреждения доведен «Перечень должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности «Деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа» и «Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий» для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных бюджетных учреждений Чувашской Республики». Согласно этому перечню в расчет средней заработной платы должны быть включены следующие должности: главный библиограф, главный библиотекарь, библиограф, библиотекарь и методист. С учетом этих требований по Учреждению средняя заработная плата основного персонала за 2008 год составила 5 708,70 рублей.
Министром культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики с директором Учреждения Григорьевой Т.Р. заключены трудовые договора от 5 февраля 2005 года (дополнительные соглашения от 1 января 2009 года) и от 1 февраля 2010 года. Согласно трудовому договору от 5 февраля 2005 года (и дополнительному соглашению к нему) должностной оклад в размере 2,0 кратные величины к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу Учреждения, определен в сумме 12 800,0 рублей, хотя следовало установить его из расчета 11 417,4 рублей (5 708,70 х 2,0). То есть, месячный оклад, определенный в трудовом договоре завышен на 1 382,6 рублей. Соответственно завышены выплаты стимулирующего характера, а именно: за почетное звание «Заслуженный работник культуры Чувашской Республики» (25,0% к должностному окладу), за выслугу лет (15,0% к должностному окладу), за интенсивность и высокие результаты работы (15,0% к должностному окладу).
В результате директору Учреждения Григорьевой Т.Р. за 2009 год следовало произвести оплату труда на общую сумму 252 436,82 рублей, в том числе: заработную плату в сумме 213 820,82 рублей (выплачено - 239 020,87 рублей), премии в размере 27 198,0 рублей (выплачено - 30 496,5 рублей) и материальной помощи в сумме 11 418,0 рублей (выплачено - 12 800,0 рублей), однако ей произведена оплата труда на общую сумму 282 317,37 рублей. То есть, в нарушение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.10.2008 №317, в результате неправильного определения средней заработной платы работников, относящихся к основному персоналу, директору Учреждения Григорьевой Т.Р. допущена переплата на общую сумму 29 880,55 рублей.
В ходе настоящей проверки Григорьевой Т.Р. восстановлена в кассу Учреждения излишне полученная заработная плата в сумме 29 880,55 рублей.
Остальным работникам Учреждения система оплаты труда в Учреждении установлена в соответствии с коллективным договором от 23 сентября 2009 года (приложение №3), трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Чувашской Республики, содержащими нормы трудового права, и «Положением об оплате труда работников бюджетных учреждений Чувашской Республики, занятых в сфере культуры, кинематографии, средств массовой информации», утвержденным Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики 12.11.2008 №347.
Выборочной проверкой правильности начисления и выплаты заработной платы отдельным работникам Учреждения за 2009 год нарушений не установлено.
4. Наличие дебиторской и кредиторской задолженности, обоснованность записей в накопительных ведомостях. Имелись ли факты необоснованного списания задолженности и эффективность мер принимаемых к взысканию дебиторской и погашении кредиторской задолженности.
Учет расчетов с дебиторами и кредиторами велся в мемориальном ордере 6 «Накопительная ведомость по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами» (ф.408). Для подтверждения дебиторской и кредиторской задолженности Учреждением проводились выверки расчетов со сторонними организациями.
По данным бухгалтерского учета Учреждения по состоянию на 1 января 2010 года числились дебиторская в сумме 14,7 тыс. рублей и кредиторская задолженность в сумме 0,9 тыс. рублей.
По состоянию на 1 апреля 2010 года дебиторская задолженность снизилась до 15,5 тыс. рублей, а кредиторская задолженность увеличилась до 30,3 тыс. рублей.
В Учреждении задолженность с истекшим сроком исковой давности отсутствует.
5. Правильность ведения учета материальных ценностей в бухгалтерии и оформления документов по приемке и выдаче этих ценностей, своевременное отражение этих операций в учете.
Проверкой правильности ведения учета материальных ценностей в бухгалтерии и оформления документов по приемке и выдаче этих ценностей, своевременного отражения этих операций в учете за 4 квартал 2009 года, нарушений не установлено.
Инвентаризация основных средств и библиотечного фонда в Учреждении проведена в соответствии с «Инструкцией по бюджетному учету», утвержденной приказами Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2008 №148-н, 03.07.2009 №69н и 30.12.2009 №152н, «Положением о бухгалтерском учете и отчетности», утвержденного письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 №34н и письма Министерства финансов Российской Федерации от 04.11.1998 №16-00-16-198 «Об инвентаризации библиотечных фондов».
6. Проверка правильности образования и использования средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Министерством финансов Чувашской Республике до Учреждения доведено письмо от 29.12.2006 №10/2-14/575 о введении лицевого счета:
- №06857260821 - по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
на осуществление предпринимательской деятельности, источниками формирования средств от приносящей доход деятельности являлись средства определенные разрешением от 20.03.2009 №857001/43.
Учреждением разработаны и утверждены положения: о дополнительных платных услугах пользователям библиотеки; о взимании штрафов за нарушение Правил пользования библиотекой; об организации «ночного абонемента». Кроме того, директором Учреждения утвержден прейскурант «Перечня платных услуг».
Смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности на 2009 год утверждена Минкультуры Чувашии 10 ноября 2008 года в общей сумме 209,4 тыс. рублей.
В течение 2009 года до Учреждения доведены четыре справки об изменении плана доходов и четыре справки-уведомления об изменении бюджетных ассигнованиях, с учетом которых уточненная сумма сметных назначений составила 324,4 тыс. рублей, увеличение составило 115,0 тыс. рублей, или на 54,9%.
По данным отчета об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств на 1 января 2010 года кассовое исполнение по доходам составило 328,4 тыс. рублей, или выполнено на 101,2%.
Кассовое исполнение расходов составило 324,4 тыс. рублей, или 100,0%.
В 2009 году Учреждение получило доходов от приносящей доход деятельности за счет продажи услуг на общую сумму 158,4 тыс. рублей, что больше утвержденных на 4,3 тыс. рублей и от безвозмездных поступлений (распоряжение Президента Чувашской Республики от 23.07.2009 №86-рп о присуждении гранта на реализацию проекта «Литературно-театральный марафон «ПРОЧТЕНИЕДВИЖЕНИЕ») в сумме 170,0 тыс. рублей, или 100,0%.
На 1 января 2009 года на лицевом счете Учреждения по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности остатков не числилось. По состоянию на 1 января 2010 года на лицевом счете числился в сумме 4,0 тыс. рублей.
Смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности на 2010 год утверждена Минкультуры Чувашии 21 декабря 2009 года в общей сумме 190,8 тыс. рублей. Расшифровка к смете на 2010 год прилагается.
В 1 квартале 2010 года до Учреждения доведена одна справка-уведомление об изменении бюджетных ассигнованиях от 25.02.20010 №330 на сумму 4,0 тыс. рублей (увеличение расходов по подстатье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»). С учетов уточненная сумма сметных назначений по расходам составила 194,8 тыс. рублей.
По данным отчета об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств на 1 апреля 2010 года кассовое исполнение по доходам составило 54,4 тыс. рублей, или выполнено на 28,5% от годовых назначений. Расходы исполнены на 47,0 тыс. рублей, или на 24,1%.
Доходы от приносящей доход деятельности в 1 квартале 2010 года выполняются за счет средств, полученных от оказания платных услуг. Сметой планируется поступление доходов по данному виду услуг в сумме 190,8 тыс. рублей, фактически поступило 53,7 тыс. рублей, или 28,3% годовых назначений.
7. Проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности. Правильность и объективность ведения бухгалтерского учета. Достоверность отчетных данных.
В соответствии со статьями 5,6 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» приказами директора Учреждения от 05.01.2008 №1 сформирована и утверждена учетная политика, рабочий план счетов бюджетного учета, график документооборота представления первичных учетных документов в бухгалтерию, применяемых для оформления отдельных хозяйственных операций и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности, номенклатура дел по ведению бухгалтерского учета с указанием сроков хранения их, соответственно, на 2009 год и на 2010 год.
В Учреждении заведена, раздельно по годам, книга «Журнал-главная» ф.308. Открытые балансовые счета соответствуют плану счетов, предусмотренному «Инструкцией по бюджетному учету».
Бухгалтерский учет ведется раздельно по бюджетным средствам и средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности с составлением единого баланса (ф.1).
В ходе проверки установлено, что по состоянию на 01.01.2006 на балансе Учреждения числятся основные средства на общую сумму 58 568 331 рублей. Начисление износа производилось по годовым нормам износа, утвержденным Госпланом СССР, Минфином СССР, Госстроем СССР и ЦСУ СССР от 28 июня 1974 года (в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 11.11.1973 №824).
Бухгалтерский учет ведется в соответствии «Инструкцией по бюджетному учету», утвержденной приказами Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2008 №148-н, от 03.07.2009 №69н и от 30.12.2009 №152н.
В Учреждении бухгалтерский учет автоматизирован - ведется с использованием компьютерной программы «1-С: Предприятие, версия 7.7» для бюджетных учреждений.
Должностные обязанности на работников бухгалтерии составлены главным бухгалтером и утверждены директором Учреждения.
Выводы:
1. Кассовые расходы по бюджетной смете Учреждения за 2009 год исполнены на 7 808,6 тыс. рублей, или на 100,0%.
Бюджетная смета бюджетного Учреждения за 1 квартал 2010 года исполнена на 1 618,7 тыс. рублей, или на 22,3% годовых назначений.
Анализ показывает, что в Учреждении существует проблема пополняемости и обновления библиотечного фонда. Так, исходя из данных Учреждения наблюдается тенденция сокращения финансирования на приобретение новых книг. В соответствии с рекомендациями «Модельного стандарта детской библиотеки» (принят Российской библиотечной ассоциацией в мае 2008 года) и «Руководством для детских библиотек России», разработан норматив оптимального количества нового поступления книг.
Исходя из расчетов следует, что:
- в 2008 году Учреждению для обеспечения оптимальной пополняемости библиотечного фонда следовало приобрести 14 603 книги, фактически приобретено только 5 200 экземпляров (35,6% нормы);
- в 2009 году следовало приобрести 14 231 экземпляров, а приобретено лишь 3 020,0 экземпляров (21,2%);
- в 2010 году планируется приобрести 1 768 экземпляров (исходя из выделенного финансирования), при нормативе 14 364 экземпляров, или только 12,3% от рекомендованного оптимального количества книг, обеспечивающего полное обновление библиотечного фонда.
Следует отметить, что за период с 1999 года по 2009 год в библиотеку поступило 25 900 экземпляров книг, или за 10 лет библиотечный фонд обновился всего на 13,2%, вместо рекомендуемых 100,0%.
Учитывая вышесказанное можно сделать вывод о том, что для полноценного функционирования Учреждения необходимо увеличить финансирование расходов на приобретение книжного фонда как минимум в 3-4 раза.
Также в соответствии с вышеуказанными рекомендациями следует обновлять библиотечный фонд не менее 5,0% изданий детской литературы текущего года, а фактически за последние три года обновляемость составляла: в 2008 и 2009 годах - 1,8%, а в 2010 году снизилась до 1,6%.
2. Учреждением в соответствии с Республиканской комплексной программой «Качество», начиная с 2006 года, реализовало социальный проект по внедрению и подготовке к сертификации систем менеджмента качества, соответствующих требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001, в организациях здравоохранения и социальной сферы, сферы культуры и агропромышленного комплекса Чувашской Республики.
В 2008 году Учреждение стало участником пилотного проекта по внедрению и подготовке к сертификации систем менеджмента качества в организациях и учреждениях сферы культуры. В связи с этим коллективом проведена значительная работа по созданию, внедрению и подготовке к сертификации систем менеджмента качества в организациях и учреждениях сферы культуры Чувашской Республики. Результатом этой работы стало то, что Учреждение получило международный сертификат соответствия на оказание информационных и библиотечных услуг согласно ГОСТа Р ИСО 9001-2008 от 09.07.2009 №0935.
Учреждение стала первой в России библиотекой для детей и юношества. разработавшей и внедрившей систему менеджмента качества по оказанию библиотечно-информационных услуг. Ежегодно проводится инспекционный аудит представителями РОСТЕХСЕРТ из г. Екатеринбург.
Учреждение является одной из крупнейших библиотек в Чувашской Республике, где собрано более 200 тысяч экземпляров уникального фонда книг для детей и юношества, в том числе около 30% краеведческой детской литературы.
Библиотека расположена в здании бывшего детского сада №68, год постройки здания 1967 год. В 1994-1998 годах была проведена реконструкция здания под Чувашскую республиканскую детско-юношескую библиотеку.
В 1994 году крыша общей площадью 1 140 кв.м. была покрыта мягкой кровлей в плоском варианте, без чердачного перекрытия. За время функционирования библиотеки текущий ремонт кровли производился в 2008 году с частичной заменой существующих рулонных кровель на покрытия из наплавляемых материалов в один слой. Этот частичный ремонт не обеспечил качественного покрытия кровли библиотеки. В настоящее время крыша сильно протекает, в результате чего в читальном зале в дневное и ночное время несколько раз происходили замыкания электропроводки, срабатывала пожарная автоматическая сигнализация, что подтверждается записями в журнале дежурства сторожей вахтеров от 18 апреля 2010 года, 6 июня 2010 года и т.д. Во время сильных дождевых ливней внутри здания в помещениях для читателей ставится посуда для сбора воды. При визуальном осмотре крыши и фасада здания библиотеки выявлено, что во многих помещениях библиотеки потолки покрыты плесенью и размножаются опасные грибки, что не способствует сохранности библиотечного фонда.
В Учреждении имеются сметы на общую сумму 1 937,1 тыс. рублей, в том числе: на проведение текущего ремонта кровли библиотеки на общую сумму 1 467,4 тыс. рублей и на проведение работ по облицовке фасада - 469,7 тыс. рублей.
Несмотря на неоднократные обращения Учреждения в Минкультуры Чувашии о выделении финансирования на проведение капитального и текущего ремонта кровли, денежные средства в 2009 и 2010 годах не были выделены.
3. Показатель государственного задания за IV квартал 2009 года не выполнен на 1,3%, или не дооказано государственных услуг по выдаче документов во временное пользование на 1 216 экземпляров (план - 94 640 экземпляров, фактически оказано государственных услуг - 93 424 экземпляров). При этом в нарушение приложения №3 «Положение об оплате труда» к коллективному договору (утвержденному на собрании коллектива от 28 июля 2009 года) по приказу Минкультуры Чувашии от 17.02.2010 №09-06/30, директора Учреждения Григорьеву Т.Р. премировали по итогам работы в IV квартале 2009 года в сумме 6 400,0 рублей.
Минкультуры Чувашии оперативно среагировало на результаты настоящей проверки и приказом Минкультуры Чувашии от 05.07.2010 №09-06/113 ранее изданный приказ на премирование Григорьевой Т.Р. по итогам работы за 4 квартал 2009 года отменен. По заявлению Григорьевой Т.Р. с ее заработной платы за июль т.г. удержано 6 400 рублей.
4. В нарушение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2008 №83 Минкультуры Чувашии не разработало и не довело до подведомственных учреждений Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания, осуществляемого за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и Методику оценки выполнения бюджетными учреждениями Чувашской Республики и иными некоммерческими организациями государственного задания на оказание государственных услуг.
При этом анализ выполнения норматива финансовых затрат на одного фактического получателя государственной услуги по организации библиотечного обслуживания населения за 2009 и 2010 годы показывает, что за проверяемый период Минкультуры Чувашии дважды менялась методика определения норматива финансовых затрат на одного фактического получателя государственной услуги, а именно:
- в 2009 году этот показатель определялся путем деления объема средств на исполнения расходных обязательств (сумма всех расходов за счет средств республиканского бюджета по смете Учреждения) на количество потребителей государственных услуг. На 2009 год доведен плановый показатель норматива финансовых затрат в сумме 557,66 рублей, фактически выполнение составило 548,63 рублей (98,4%), или снижены в целом на 9,03 рубля.
- в 2010 году норматив финансовых затрат на одного фактического получателя государственной услуги стал определяться путем деления объема затрат на оказания государственной услуги (объем всех средств на исполнения расходных обязательств за минусом расходов на содержание имущества - статьи 223 «Коммунальные услуги», 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» и 290 «Прочие расходы») на количество потребителей государственных услуг и на 2010 год доведен норматив финансовых затрат на одного получателя государственной услуги в размере 431,41 рублей. Плановый показатель норматива финансовых затрат на одного получателя государственной услуги на I квартал 2010 года утвержден в сумме 224,09 рублей, фактически норматив составил 191,28 рублей (85,3%), или ниже на 32,81 рублей.
Анализ затрат на реализацию государственного задания показал, что Минкультуры Чувашии не выполнило свои обязательства для исполнения государственного задания по предоставлению государственных услуг в I квартале 2010 года 2010 году Учреждением.
Минкультуры Чувашии утвердило Учреждению объем средств на исполнение расходных обязательств на I квартал 2010 года в сумме 1 910,9 тыс. рублей, а профинансировало лишь в объеме 1 620,2 тыс. рублей (84,8%). Затраты на реализацию государственного задания I квартала 2010 года утверждены в объеме 1 509,3 тыс. рублей (из общей суммы расходных обязательств исключены плановые расходы по экономическим статьям 223, 225 и 290), в тоже время Минкультуры Чувашии профинансированы расходы на реализацию государственного задания только в сумме 1 298,0 тыс. рублей (86,0%), или меньше на 211,3 тыс. рублей. При этом план по государственному заданию (выдача документов во временное пользование - 107 000 экземпляров) не менялся.
То есть, Минкультуры Чувашии в нарушение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2008 №83 в I квартале 2010 года не обеспечило выполнение своих обязательств перед Учреждением, а именно не в полном объеме профинансировало расходные обязательства для выполнения государственного задания (утверждены в объеме – 1 509,3 тыс. рублей, профинансировано – 1 298,0 тыс. рублей), при этом не изменило показатель государственного задания (выдача документов во временное пользование - 107 000 экземпляров).
Несмотря на это Учреждение выполнило государственное задание за I квартал 2010 года на 102,5% (по плану в данный квартал следовало выдать документов во временное пользование в количестве 107 000 экземпляров, фактически выдано 109 696 экземпляров), или перевыполнено на 2 696 экземпляров.
5. В нарушение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.10.2008 №317 «О введении новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений Чувашской Республики, а также гражданского персонала подразделений милиции общественной безопасности, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Чувашской Республики» и приложения №2 к приказу Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики бухгалтерией Учреждением неверно рассчитана средняя заработная плата основного персонала, в результате чего министром культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики с директором Учреждения Григорьевой Т.Р. заключен трудовой договор от 5 февраля 2005 года (дополнительные соглашения от 1 января 2009 года), где неправильно установлен должностной оклад в размере 2,0 кратной величины к средней заработной плате работников, относятщихся к основному персоналу Учреждения, и соответственно завышены выплаты стимулирующего характера, а именно: за почетное звание «Заслуженный работник культуры Чувашской Республики» (25,0% к должностному окладу), за выслугу лет (15,0% к должностному окладу), за интенсивность и высокие результаты работы (15,0% к должностному окладу).
В результате директору Учреждения Григорьевой Т.Р. за 2009 год допущена переплата на общую сумму 29 880,55 рублей. В ходе настоящей проверки Григорьевой Т.Р. восстановлена в кассу Учреждения излишне полученная заработная плата в сумме 29 880,55 рублей.
Предложения:
1. Направить отчет о результатах проверки в Государственный Совет Чувашской Республики.
2. Направить представление по устранению выявленных нарушений в Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики и государственное учреждение культуры «Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека».
Начальник контрольно-экспертного отдела Б.Н. Цепков