Заключение
Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики на проект закона Чувашской Республики «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»
1. Общие положения
Заключение Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики на проект закона Чувашской Республики «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» подготовлено в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Чувашской Республики «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чувашской Республики.
Проект закона Чувашской Республики «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (далее - законопроект) внесен на рассмотрение Государственного Совета Чувашской Республики Президентом Чувашской Республики 26 ноября 2010 года. Перечень представленных документов соответствует требованиям законодательства.
В законопроекте предлагается утвердить республиканский бюджет Чувашской Республики на 2010 год по доходам в сумме 27 276 849,6 тыс. рублей и по расходам в размере 30 956 706,1 тыс. рублей. На 2011 и 2012 годы объемные параметры доходной и расходной частей республиканского бюджета Чувашской Республики не меняются.
Прогнозируемый размер дефицита республиканского бюджета Чувашской Республики на 2010 год в суммовом выражении не меняется - составляет 3 679 856,5 тыс. рублей, а в процентном, увеличивается на 0,8% до 26,0%. Без учета в составе источников финансирования республиканского бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Чувашской Республики и снижения остатков средств на счетах по учету средств республиканского бюджета Чувашской Республики, размер дефицита республиканского бюджета составит 15,3%.
2. Доходы республиканского бюджета Чувашской Республики
Доходы республиканского бюджета на 2010 год по законопроекту предлагается отразить без доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, которые в действующем законе учтены в объеме 788,0 млн. рублей. Данный факт является существенным для подготовки настоящего заключения. Дальнейшее изложение заключения приведено с учетом исключения из рассмотрения доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Законопроектом предусматривается увеличить объем доходов республиканского бюджета Чувашской Республики до 27 276 849,6 тыс. рублей, что в сальдированной сумме на 2 418 377,5 тыс. рублей, или 9,7% больше (24 858,5 тыс. рублей = 25 646,5 тыс. рублей - 788,0 млн. рублей) утвержденного в действующем законе Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012годов». В том числе собственные доходы (налоговые и неналоговые доходы) в сальдированной сумме предлагается увеличить на 317 000,0 тыс. рублей, безвозмездные поступления предлагается увеличить на 2 101 377,5 тыс. рублей.
1.1. Налоговые доходы. Из материалов, представленных к законопроекту, следует, что налоговые доходы в 2010 году прогнозируются на уровне 13 745 000,0 тыс. рублей, что на 317 000,0 тыс. рублей, или на 2,4% больше предусмотренного по действующему закону (13 428 000,0 тыс. рублей).
По состоянию на 1 ноября 2010 по данным отчета Минфина Чувашии (код формы 0503317), представленного в материалах к законопроекту, налоговые доходы республиканского бюджета составили 11 580 392,4 тыс. рублей, или 86,2% от предусмотренного на 2010 год (13 428 000,0 тыс. рублей). Контрольно-счетная палата прогнозирует поступление налоговых доходов в республиканский бюджет Чувашской республики по итогам 2010 года в объеме 13 757,1 млн. рублей, что практически на уровне объема, предусмотренного в расчетах к законопроекту (13 745 000,0 тыс. рублей).
По состоянию на 1 ноября 2010 года поступление в республиканский бюджет налога на прибыль организаций составило 3 798 833,9 тыс. рублей, или 98,3% от годовых бюджетных назначений (3 863 460,3 тыс. рублей). По итогам 2010 года Минфин Чувашии прогнозирует поступление налога на прибыль организаций на уровне 4 180,4 млн. рублей, или больше предусмотренного в действующем законе на 316,9 млн. рублей. По прогнозу Контрольно-счетной палаты, исходя из сложившейся динамики поступления данного налога, по итогам года будет мобилизовано налога на прибыль в пределах прогноза Минфина Чувашии.
По состоянию на 1 ноября 2010 года поступление в республиканский бюджет налога на доходы физических лиц (НДФЛ) составило 3 142 107,1 тыс. рублей, или 74,5% от годовых бюджетных назначений (4 218 025,3 тыс. рублей). По итогам 2010 года Минфин Чувашии прогнозирует поступление НДФЛ в объеме 4 218,0 млн. рублей, или на уровне, предусмотренном в действующем законе. По прогнозу Контрольно-счетной палаты, исходя из сложившейся динамики поступления данного налога, и ожидаемого существенного его роста в декабре по итогам года будет мобилизовано НДФЛ на уровне 4 118,0 млн. рублей или меньше прогноза, предусмотренного в действующем законе, и прогноза Минфина Чувашии к законопроекту на 100,0 млн. рублей.
По состоянию на 1 ноября 2010 года поступление в республиканский бюджет налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (акцизы) составило 2 144 179,5 тыс. рублей, или 86,5% годовых назначений (2 479 268,6 тыс. рублей). По итогам 2010 года Минфина Чувашии прогнозирует поступление акцизов в объеме 2 479,3 млн. рублей, или на уровне, предусмотренном в действующем законе. По прогнозу Контрольно-счетной палаты поступление акцизов по итогам 2010 года оценивается на уровне 2 590,3 млн. рублей или на 111,0 млн. рублей больше прогноза, учтенного в расчетах к законопроекту.
По состоянию на 1 ноября 2010 года поступление в республиканский бюджет налогов на имущество составило 1 942 158,7 тыс. рублей, или 84,1% от годовых бюджетных назначений (2 308 306,3 тыс. рублей). В том числе поступление налога на имущество организаций составило 1 616 484,5 тыс. рублей, или 85,2% от годовых назначений (1 897 319,7 тыс. рублей). По итогам 2010 года Минфин Чувашии прогнозирует поступление налога на имущество организаций в объеме 1 897,3 млн. рублей, или на уровне, предусмотренном в действующем законе. Прогноз Контрольно-счетной палаты по налогу на имущество организаций -1 939,8 млн. рублей, что больше предусмотренного по законопроекту на 42,5 млн. рублей, или на 2,2%. В целом по налогам на имущество Контрольно-счетная палата прогнозирует поступление на уровне 2 279,1 млн. рублей, что на 29,2 млн. рублей, или 1,3% меньше предусмотренного по законопроекту.
По состоянию на 1 ноября 2010 года поступление в республиканский бюджет налогов на совокупный доход составило 543 285,9 тыс. рублей, или 99,0% годовых назначений (548 765,7 тыс. рублей). В материалах к законопроекту отсутствует информация об ожидаемом поступлении данных налогов по итогам 2010 года. Контрольно-счетная палата прогнозирует поступление в доходы республиканского бюджета от налогов на совокупный доход на уровне 579,5 млн. рублей, что на 30,7 млн. рублей, или 5,6% больше предусмотренного в действующем законе.
1.2. Неналоговые доходы (без учета возвратов остатков субвенций и субсидий прошлых лет) по состоянию на 1 ноября 2010 года исполнены в объеме 369 273,1тыс. рублей, что составляет 72,8% от соответствующих годовых бюджетных назначений (506 987,3 тыс. рублей).
В материалах к законопроекту отсутствует прогноз увеличения или уменьшения неналоговых доходов.
1.3. Законопроект предусматривает увеличение безвозмездных поступлений в сальдированной сумме на 2 101 377,5 тыс. рублей до объема 13 139 115,1 тыс. рублей (рост на 19,0% от утвержденного в действующем законе). В том числе межбюджетные трансферты из федерального бюджета увеличиваются в сальдированной сумме на 2 131 003,5 тыс. рублей до объема 12 448 572,7 тыс. рублей.
В материалах к законопроекту отсутствуют данные о конкретных безвозмездных поступлениях, которые предполагается получить в увеличенном или уменьшенном объеме в 2010 году.
По состоянию на 1 ноября 2010 года объем безвозмездных поступлений составил 11 247 193,5 тыс. рублей, или 101,9% от объемов, учтенных в действующем законе (бюджетное назначение в сводной бюджетной росписи доходов по состоянию на 1 ноября 2010 года составляет 12 429 718,9 тыс. рублей). В том числе:
- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поступили в объеме 3 690 727,0 тыс. рублей, или 93,5% годовых бюджетных назначений (3 945 252,2 тыс. рублей);
- дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в объеме 50 000,0 тыс. рублей, или 9,9% годовых бюджетных назначений, учтенных в сводной бюджетной росписи доходов (507 409,3 тыс. рублей);
- субсидии в объеме 2 825 660,0 тыс. рублей, или 86,1% годовых бюджетных назначений (3 282 117,0 тыс. рублей);
- субвенций в объеме 3 831 558,1 тыс. рублей, или 99,9% утвержденных годовых бюджетных назначений (3 836 549,5 тыс. рублей);
- иные межбюджетные трансферты в объеме 189 340,5 тыс. рублей, или 96,9% годовых бюджетных назначений (195 498,5 тыс. рублей);
- прочие межбюджетные трансферты в объеме 13 030,5 тыс. рублей, или 96,2% годовых бюджетных назначений (13 539,8 тыс. рублей);
- средства от государственных корпораций в объеме 646 877,4 тыс. рублей (99,6% от назначений) при запланированном объеме 649 352,6 тыс. рублей.
3. Расходы республиканского бюджета Чувашской Республики
3.1. Структура расходов республиканского бюджета Чувашской Республики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов состоит из 11 разделов функциональной классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Как следует из пояснительной записки к проекту закона, в соответствии с нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации основные характеристики республиканского бюджета Чувашской Республики: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета, дефицит бюджета учитываются без учета доходов от приносящей доход деятельности. В связи с этим в законопроекте предусматривается уменьшить против действующего закона о республиканском бюджете Чувашской Республики объем расходов за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, на сумму 861 106,8 тыс. рублей и увеличить объем расходов на счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики на 2 491 440,5 тыс. рублей.
После внесения законопроектом изменений расходы республиканского бюджета в целом составят 30 956 706,1 тыс. рублей. На 2011-2012 годы расходы республиканского бюджета остаются без изменений.
3.2. Общегосударственные вопросы
В представленном проекте закона предусматривается уменьшение расходов по разделу «Общегосударственные вопросы» в целом на 219 148,9 тыс. рублей (на 18,9% к показателям республиканского бюджета), в том числе за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики на 187 635,2 тыс. рублей и средств, полученных от приносящей доход деятельности, - на 31 513,7 тыс. рублей. С учетом вносимых изменений общая сумма расходов составит 939 674,4 тыс. рублей.
В данном разделе уменьшаются расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Чувашской Республики на 53 760,0 тыс. рублей и на исполнение обязательств по государственным гарантиям Чувашской Республики - на 157 304,2 тыс. рублей. Одновременно увеличиваются расходы на выполнение функций государственными органами на 23 297,2 тыс. рублей.
3.3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
По разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» в целом предлагается увеличить расходы на 4 875,1 тыс. рублей, в том числе с учетом увеличения расходов за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики на 13 775,0 тыс. рублей и исключения расходов за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности на 8 899,9 тыс. рублей.
Средства предусматривается направить на выплату компенсации стоимости вещевого имущества, а также выплату пособия и компенсации военнослужащим, приравненным к ним лицам, а также уволенным из их числа.
3.4. Национальная экономика
В целом по разделу «Национальная экономика» законопроектом планируется увеличить расходы на общую сумму 274 123,6 тыс. рублей, или на 4,8%, в том числе за счёт средств республиканского бюджета расходы увеличатся на 352 139,4 тыс. рублей, а за счёт средств, полученных от приносящей доход деятельности расходы уменьшатся на 78 015,8 тыс. рублей.
По подразделу «Общеэкономические вопросы» финансирование возрастет на 88 705,1 тыс. рублей, или на 11,5%, которое в основном будет израсходовано на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.
Расходы по подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство» в целом планируется увеличить на общую сумму 91 433,2 тыс. рублей, или на 4,0% , в том числе за счёт средств республиканского бюджета расходы увеличатся на 159 100,9 тыс. рублей, а за счёт средств, полученных от приносящей доход деятельности, расходы уменьшатся на 67 667,7 тыс. рублей. Дополнительное финансирование предусматривается направить на следующие цели:
- поддержку элитного семеноводства в сумме 2 850,0 тыс. рублей;
- компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур в сумме 139 292,0 тыс. рублей;
- мероприятия в рамках республиканской целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2015 годы» в размере 23 780,0 тыс. рублей.
В то же время планируется сократить расходы на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2007-2010 годах на срок до 1 года в сумме 10 000,0 тыс. рублей.
Законопроектом по подразделу «Лесное хозяйство» планируется уменьшить расходы в общей сумме 9 358,4 тыс. рублей, или на 7,1%. Сокращение расходов предусматривается на реализацию отдельных полномочий в области лесных отношений за счёт средств, полученных от приносящей доход деятельности в сумме 10 325,8 тыс. рублей и за счёт средств республиканского бюджета в размере 390,8 тыс. рублей. Наряду с этим планируется дополнительно профинансировать мероприятия в области охраны, восстановления и использования лесов за счёт средств республиканского бюджета в сумме 1 358,2 тыс. рублей.
Ассигнования по подразделу «Транспорт» предусматривается увеличить в размере 86 715,6 тыс. рублей ,или почти в 2 раза, которые в основном будут направлены на покрытие убытков ГУП «Чувашавтотранс» в связи с предоставлением льготных проездных билетов отдельным категориям населения.
Расходы по подразделу «Дорожное хозяйство» законопроектом планируется увеличить на 21 748,6 тыс. рублей, или на 2,0%. Дополнительное финансирование предусматривается направить на реализацию мероприятий в рамках республиканской целевой программы «Модернизация и развитие автомобильных дорог Чувашской Республики на 2006-2010 годы с прогнозом до 2025 года».
По подразделу «Другие вопросы в области национальной экономики» законопроектом предусматривается в целом уменьшение расходов на общую сумму 4 949,7 тыс. рублей, или на 0,4%. Планируется сократить расходы на следующие цели:
- на выплату субсидий юридическим лицам в рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в полном размере - 10 377,3 тыс. рублей;
- на мероприятия по землеустройству и землепользованию в сумме 1 134,0 тыс. рублей (72,6%);
- на выплату субсидий подрядным организациям на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, привлечённым в кредитных организациях на строительство автомобильных дорог в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.10.2009 №341-р в сумме 10 912,2 тыс. рублей (72,8%);
- на мероприятия в рамках республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006-2015 годы в сумме 28 895,2 тыс. рублей, в том числе: на выплату субсидий подрядным организациям на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, привлечённым в кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой в полном размере - 8 895,2 тыс. рублей; уполномоченным организациям на строительство доступного жилья для граждан, состоящих на учёте в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях в сумме 20 000,0 тыс. рублей (57,1%);
- на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам, привлечённым молодыми семьями на приобретение или строительство жилья в 2002-2006, 2008-2009 годах в рамках республиканской программы «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 2002-2015 годы в размере 21 000,0 тыс. рублей (20,5%);
- на выплату субсидий подрядным организациям на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым в кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов по переработке твёрдых бытовых отходов в полном размере - 17 000,0 тыс. рублей
- на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам полученным подрядными организациями на строительство и реконструкцию автомобильных дорог в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 10.10.2007 №87 «Об ускоренном развитии улично-дорожной сети городских округов Чувашской Республики» в размере 10 478,2 тыс. рублей (15,7%).
В то же время по данному подразделу планируется увеличить расходы на выплату субсидий уполномоченным организациям по использованию государственного жилищного фонда Чувашской Республики коммерческого использования с сумме 82 976,1 тыс. рублей, или на 12,3%; на выплату субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в сумме 6 000,0 тыс. рублей, или на 18,5% и на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на реконструкцию биологических очистных сооружений г. Новочебоксарска в рамках республиканской целевой программы «Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2009-2020 годы» в размере 5 000,0 тыс. рублей, или на 14,3%.
3.5. Жилищно-коммунальное хозяйство
Законопроектом по этому разделу планируется увеличить расходы на общую сумму 88 867,0 тыс. рублей, или на 5,2%.
Ассигнования по подразделу «Жилищное хозяйство» предусматривается увеличить на 10 335,4 тыс. рублей, или на 81,1%, которые будут направлены на выплату субсидий уполномоченным организациям по использованию государственного жилищного фонда Чувашской Республики коммерческого использования на возмещение расходов, связанных с осуществлением функций по использованию этого фонда.
В целом по подразделу «Коммунальное хозяйство» расходы планируется увеличить на общую сумму 75 137,0 тыс. рублей, или на 4,5%. Предусматривается увеличить расходы общепрограммного характера республиканской целевой программы «Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2009-2020 годы» в размере 149 747,0 тыс. рублей, или на 18,0%.
Наряду с увеличением расходов по этому подразделу предполагается сократить расходы на строительство инженерных сетей и сооружений территории комплексной застройки района улицы Богдана Хмельницкого г. Чебоксары в сумме 6 610,0 тыс. рублей, или на 1,4% и на электрификацию новых улиц (населенных пунктов) в Чувашской Республике в рамках республиканской целевой программы в размере 68 000,0 тыс. рублей, или на 20,0%.
3.6. Охрана окружающей среды
В целом по разделу законопроектом планируется увеличить расходы на общую сумму 3 366,5 тыс. рублей, или на 24,3%, в том числе за счёт средств республиканского бюджета расходы увеличатся на 6 680,5 тыс. рублей, или 63,3%, а за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, расходы уменьшатся в полном размере - 3 314,0 тыс. рублей.
Ассигнования по подразделу «Другие вопросы в области охраны окружающей среды» предусматривается увеличить на сумму 6 680,0 тыс. рублей, или в 2,6 раза, которые будут направлены:
- на перенос существующей станции водозабора на реке Малый Цивиль для водоснабжения пгт Вурнары Вурнарского района в рамках республиканской целевой программы «Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2009-2020 годы» в сумме 1 500,0 тыс. рублей (Законом о бюджете на 2010 год не было предусмотрено);
- на природоохранные мероприятия в рамках республиканской целевой программы «Повышение экологической безопасности в Чувашской Республике на 2010-2015 годы» в размере 5 180,5 тыс. рублей (было предусмотрено - 2 616,4 тыс. рублей).
3.7. Образование
Законопроектом по разделу «Образование» в целом предусмотрено уменьшение расходов на сумму 174 607,0 тыс. рублей (на 9.6%), в том числе за счет ассигнований республиканского бюджета на 16 948,0 тыс. рублей и за счет средств, полученных от иной приносящей доход деятельности на 157 659,0 тыс. рублей. С учетом вносимых изменений уточненные расходы по данному разделу составят 1 644 357,0 тыс. рублей.
По подразделу «Общее образование» предлагается исключить расходы за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности в объеме 25 909,0 тыс. рублей и увеличить бюджетные ассигнования на 910,3 тыс. рублей. С учетом вносимых изменений расходы составят сумму 512 788,2 тыс. рублей.
По данному подразделу предусматривается увеличение расходов на содержание детских домов и специальных коррекционных учреждений и учреждений по внешкольной работе с детьми на общую сумму 9 295,0 тыс. рублей (на 3,7%). Расходы обозначатся в сумме 257 035,1 тыс. рублей.
В то же время предлагается уменьшить расходы на обеспечение деятельности подведомственных учреждений - школ-интернатов на сумму 6 184,7 тыс. рублей (на 2,9%) и после уточнения расходы составят 205 169,4 тыс. рублей. В связи с отражением расходов на поощрение лучших учителей в разделе «Межбюджетные трансферты» в данном подразделе в полном объеме уменьшаются вышеназванные расходы в сумме 2 200,0 тыс. рублей (на 100,0%).
По подразделу «Начальное профессиональное образование» намечается уменьшить бюджетное финансирование подведомственных учреждений на 544,5 тыс. рублей, или на 0,1%. С учетом изменений расходы составят 480 808,3 тыс. рублей.
В законопроекте расходы республиканского бюджета по подразделу «Среднее профессиональное образование» предлагается с учетом вносимых изменений, предусмотреть в объеме 370 575,6 тыс. рублей. Таким образом, они возрастут на 1 331,0 тыс. рублей (на 0,4%).
Расходы республиканского бюджета по подразделу «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации» составят 50 955,9 тыс. рублей. Они увеличатся на 450,0 тыс. рублей, или на 0,9%.
Законопроектом в сальдированной сумме уменьшаются расходы республиканского бюджета по подразделу «Другие вопросы в области образования» на сумму 19 237,4 тыс. рублей (на 14,4%) и составят после уточнения 114 026,3 тыс. рублей. Увеличиваются расходы на содержание центрального аппарата на сумму 1 087,7 тыс. рублей (на 6,4%) и после изменений они предусматриваются в сумме 17 995,9 тыс. рублей.
Законопроектом также вносятся изменения в финансирование региональных целевых программ. При этом сокращаются расходы общепрограммного характера республиканской целевой программы развитие образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы в сумме 20 850,0 тыс. рублей (на 21,5%) и с учетом изменений расходы составят 74 282,1 тыс. рублей. В то же время по данному подразделу дополнительно предусматривается финансирование расходов общепрограммного характера республиканской целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Чувашской Республике на 2010-2020 годы» в сумме 497,7 тыс. рублей (на 13,3%) и с учетом этого расходы предполагаются в сумме 4 249,7 тыс. рублей.
3.8. Культура, кинематография, средства массовой информации
По разделу «Культура, кинематография, средства массовой информации» законопроектом исключаются расходы за счет средств, полученных от иной приносящей доход деятельности на сумму 51 929,5 тыс. рублей (на 100%) и увеличиваются расходы за счет средств республиканского бюджета на 7 126,3 тыс. рублей (на 1,6%). С учетом внесенных изменений в целом расходы составят 466 259,8 тыс. рублей.
В разрезе подразделов изменения характеризуются следующим образом:
- «Культура» - финансирование из республиканского бюджета увеличивается на 5 460,9 тыс. рублей (на 1,4%) и составит с учетом вносимых изменений 389 949,0 тыс. рублей. Дополнительно выделяются средства подведомственным учреждениям (дворцам и домам культуры, музеям и постоянным выставкам) в сумме 4 513,6 тыс. рублей. В то же время, исходя из потребности в финансовых средствах, на уплату налога на имущество предполагается сократить расходы подведомственных учреждений (библиотек, театров) в объеме 7 412,7 тыс. рублей.
Данным законопроектом предлагается увеличить финансирование республиканской целевой программы «Культура Чувашии: 2010-2020 годы» в объеме 8 360,0 тыс. рублей, с последующим направлением финансовых средств на проведение мероприятий в сфере культуры в рамках подпрограммы «Развитие культуры и искусства в Чувашской Республике» в сумме 5 160,0 тыс. рублей (на 38,2%) и уточненная сумма расходов составит 18 685,4 тыс. рублей. Кроме того выделяются бюджетные ассигнования на реконструкцию здания ГУК «Чувашский государственный художественный музей» г. Чебоксары в сумме 3 200,0 тыс. рублей.
- «Телевидение и радиовещание» - предусматривается рост расходов на 1 400,0 тыс. рублей (на 20,6%) и с учетом изменений расходы составят сумму 8 205,2 тыс. рублей.
- «Периодическая печать и издательства» - уменьшение расходов республиканского бюджета в сальдированной сумме 500,0 тыс. рублей (на 1,0%) и после уточнения они составят 51 365,2 тыс. рублей. При этом предусматривается дополнительное выделение бюджетных ассигнований на содержание периодических изданий ГУП «Хресчен сасси» и «Хыпар» в объеме 5 639,1 тыс. рублей (на 33,5%) и снижение расходов на выполнение мероприятий, предусмотренных подпрограммой «Средства массовой информации, полиграфия и книгоиздание в Чувашской Республике» республиканской целевой программы «Культура Чуваши: 2010-2020 годы» в сумме 6 036,0 тыс. рублей (на 19,4%). Уточненный объем бюджетных назначений на реализацию программных мероприятий достигнет 25 086,9 тыс. рублей.
- «Другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации» - предполагается увеличение расходов в объеме 765,4 тыс. рублей (на 4,8%) и с учетом изменений они составят сумму 16 740,4 тыс. рублей.
3.9. Здравоохранение, физическая культура и спорт
В целом по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» законопроектом предлагается уменьшить расходы в сальдированной сумме на 329 338,5 тыс. рублей (на 10,8%), в том числе за счет средств, полученных от иной приносящей доход деятельности на 359 734,4 тыс. рублей (на 100%). Предусматривается дополнительно выделить средства из республиканского бюджета в сумме 30 395,9 тыс. рублей. С учетом внесенных изменений расходы по разделу составят 2 727 965,5 тыс. рублей.
По подразделу «Стационарная медицинская помощь» - расходы возрастут на 3 800,0 тыс. рублей (на 0,4%) и составят 887 177,4 тыс. рублей.
На обеспечение деятельности подведомственных учреждений (санатории для детей и подростков) уменьшатся расходы республиканского бюджета в сальдированной сумме 5 652,2 тыс. рублей, или на 6,4% по подразделу «Санаторно-оздоровительная помощь». В целом расходы на санаторно-оздоровительную помощь составят в размере 82 958,3 тыс. рублей.
По подразделу «Физическая культура и спорт» предполагается снижение расходов в сальдированной сумме 22 932,6 тыс. рублей (на 6,5%) и после уточнения они составят 327 267,0 тыс. рублей, в том числе исключаются расходы за счет средств, полученных от иной приносящей доход деятельности, в объеме 35 979,4 тыс. рублей и одновременно увеличивается объем бюджетных ассигнований, предусматриваемый из республиканского бюджета, в сумме 13 046,8 тыс. рублей (на 4,2%).
В рамках федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта в Чувашской Республике на 2010-2020 годы» сокращаются объемы финансирования строительства стадион-площадки РГУДОД «СДЮСШОР №10 по футболу», г. Чебоксары в сумме 10,0 тыс. рублей. С учетом вносимых изменений уточненный объем финансирования указанной целевой программы составит 8 440,0 тыс. рублей.
Законопроектом также намечается на 110,4 тыс. рублей (на 0,4%), уменьшить расходы республиканского бюджета, связанные с обеспечением деятельности центров спортивной подготовки. После внесения изменений эти затраты составят 24 534,7 тыс. рублей.
На реализацию мероприятий республиканской целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Чувашской Республике» увеличиваются расходы в сальдированной сумме 13 167,2 тыс. рублей (на 6,0%). В частности увеличиваются расходы на строительство и реконструкцию четырех физкультурно-спортивных объектов на общую сумму 12 718,0 тыс. рублей (на 21,2%). Дополнительно выделяются средства на строительство ФОК пгт. Ибреси Ибрессинского района в сумме 27 275,7 тыс. рублей и одновременно уменьшаются расходы на строительство физкультурно-спортивного комплекса в с. Комсомольское Комсомольского района в сумме 27 275,7 тыс. рублей (на 54,6%). Также планируются расходы на реконструкцию котельной РГУ ДОД «СДЮСШОР №2» г. Чебоксары в сумме 449,2 тыс. рублей (ранее бюджетом не утверждалось). С учетом вносимых изменений расходы на инвестиционные мероприятия программы составят 234 292,3 тыс. рублей.
По подразделу «Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта» возрастут бюджетные ассигнования на 19 201,3 тыс. рублей (на 1,8%). С учетом вносимых изменений предполагаемое финансирование по разделу предусматривается в сумме 1 086 274,6 тыс. рублей.
Законопроектом предлагается выделить дополнительные средства на обеспечение деятельности центрального аппарата и территориальных органов на общую сумму 6 102,7 тыс. рублей (на 7,0%), с учетом этого расходы сложатся в сумме 93 376,7 тыс. рублей.
Также предусматриваются субсидии в сумме 6 951,1 тыс. рублей по осуществлению организационных мероприятий по обеспечению граждан лекарственными средствами, предназначенными для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также трансплантации органов и (или) тканей (указанные расходы ранее бюджетом не планировались).
В законопроекте предлагается предусмотреть расходы республиканского бюджета на строительство терапевтического корпуса ГУЗ «Республиканский кардиологический диспансер», г. Чебоксары в сумме 5 744,5 тыс. рублей (ранее бюджетом не предусмотрены). Кроме того, на 3 940,0 тыс. рублей (на 4,1%) увеличивается финансирование строительства лечебного корпуса - пристроя к существующему радиологическому корпусу ГУЗ «Республиканский клинический онкодиспансер», г. Чебоксары. Данные объекты предусмотрены региональными целевыми программами. В то же время снижаются объемы финансирования строительства хирургического корпуса онкодиспансера на 3 757,0 тыс. рублей. С учетом вносимых изменений объем расходов, в рамках региональных целевых программ предусмотрен в объеме 225 269,1 тыс. рублей, или с увеличением на 5 927,5 тыс. рублей (на 2,7%).
3.10. Социальная политика
В целом по разделу «Социальная политика» проектом закона исключаются расходы за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, и увеличиваются ассигнования за счет средств республиканского бюджета на 1 908 172,0 тыс. рублей. С учетом внесенных объем финансирования по разделу составит 7 021 245,7 тыс. рублей.
Возрастет финансирование по подразделу «Социальное обслуживание населения» на сумму 19 207,8 тыс. рублей (на 5,4%), после уточнения эти расходы составят 378 204,6 тыс. рублей.
Законопроектом в значительном объеме выделяются средства по подразделу «Социальное обеспечение населения» в объеме 1 887 464,9 тыс. рублей, или увеличиваются на 41,7%. В частности, на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» дополнительно направляются бюджетные ассигнования в сумме 1 623 384,1 тыс. рублей (с увеличением в 2,9 раза). С учетом внесенных изменений они составят 2 494 198,0 тыс. рублей.
Расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан увеличатся на 202 546,7 тыс. рублей (на 33,3%) и составят 810 901,7 тыс. рублей.
Также возрастут бюджетные расходы, связанные с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на 25 096,2 тыс. рублей (на 10,3%), которые после уточнений составят 269 129,2 тыс. рублей.
В законопроекте предусматривается дополнительное финансирование в сумме 45 786,7 тыс. рублей (на 4,2%) на обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда и общий объем финансирования с учетом вносимых изменений составит 1 140 500,8 тыс. рублей.
В законопроекте расходы республиканского бюджета на социальную поддержку безработных граждан, включая пособие по безработице, предлагается с учетом вносимых изменений, предусмотреть в объеме 631 838,0 тыс. рублей (увеличатся на 15 759,6 тыс. рублей, или на 2,6%).
На социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья руководящим кадрам, привлеченным для работы в производственной сфере в сельской местности, и руководителям крупных и средних сельскохозяйственных организаций направляются дополнительные средства в объеме 670,8 тыс. рублей, с увеличением на 29,8% и в итоге эти ассигнования составят 2 925,5 тыс. рублей.
В то же время, исходя из сложившейся потребности, предлагается уменьшить расходы, связанные с обеспечением мер социальной поддержки тружеников тыла в сумме 27 607,7 тыс. рублей (на 19,0%), уточненное финансирование составит 117 590,6 тыс. рублей.
Предусмотрен рост иных безвозмездных и безвозвратных перечислений по подразделу «Охрана семьи и детства» на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также вознаграждение, причитающееся приемному родителю в сумме 3 577,3 тыс. рублей (на 1,8%), уточненный объем составит 200 103,7 тыс. рублей.
Сокращаются бюджетные инвестиции, предусматриваемые по подразделу «Другие вопросы в области социальной политики» на проектно-изыскательские работы по строительству спального корпуса РГУ «Тарханский психоневрологический интернат» на 2 068,0 тыс. рублей (на 73,9%). После внесения изменений объем расходов по данному объекту обозначится в сумме 732,0 тыс. рублей.
3.11. Межбюджетные трансферты
Законопроект предусматривает увеличение межбюджетных трансфертов в сальдированной сумме на 288 867,6 тыс. рублей до объема 9 350 557,3 тыс. рублей (рост на 3,2 процента).
Дотации по законопроекту не изменяются и остаются в объеме 1 577 038,6 тыс. рублей.
Объем субсидий в сальдированной сумме по законопроекту предлагается увеличить на 236 407,7 тыс. рублей, или на 10,3% до объема 2 540 539,3 тыс. рублей.
По подразделу «Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)» дополнительно планируется выделить средства на:
- капитальный ремонт многоквартирных жилых домов в сумме 40 000,0 тыс. рублей, или на 49,6%;
- обеспечение жильём молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности в размере 24 333,4 тыс. рублей, или на 57,5%;
- осуществление мероприятий по обеспечению жильём граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности в сумме 23 333,3 тыс. рублей, или на 50,0%;
- государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в размере 44 401,0 тыс. рублей, или в 4,4 раза больше;
- поощрение победителей ежегодного республиканского смотра-конкурса на лучшее озеленение и благоустройство населённого пункта Чувашской Республики в сумме 1 000,0 тыс. рублей, или в 1,9 раза больше;
- расходы общепрограммного характера Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010-2020 годы в сумме 2 340,0 тыс. рублей, или на 93,6%;
- реконструкцию 2-ой очереди ул. Калинина от ул. Николаева до Калининского моста в г. Чебоксары. Третий этап - от ул. Текстильщиков до Калининского моста в размере 25 000,0 тыс. рублей (не было предусмотрено);
- строительство инженерной и коммунальной инфраструктуры в целях реализации инвестиционных проектов в рамках территории опережающего развития «Солнечная долина» (1этап) в сумме 204 500,0 тыс. рублей (не было предусмотрено).
В то же по этому подразделу предусматривается сокращение бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства собственности муниципальных образований в размере 88 000,0 тыс. рублей, или на 95,0% и на софинансирование целевых программ муниципальных образований по комплексной компактной застройке и благоустройству сельских поселений в полном объёме - 40 000,0 тыс. рублей.
Субвенции по законопроекту в сальдированной сумме увеличиваются на 19 607,7 тыс. рублей, или на 0,5% до объема 3 668 949,4 тыс. рублей.
Предусматриваются расходы на поощрение лучших учителей в сумме 12 800,0 тыс. рублей (ранее бюджетом не планировались).
Уменьшаются денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-аккушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи в сумме 413,0 тыс. рублей (на 0,5%) и с учетом изменений эти выплаты составят 75 732,0 тыс. рублей.
Увеличиваются расходы на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения на 4 228,1 тыс. рублей (на 8,9%). С учетом изменений эти расходы составят в объеме 51 515,1 тыс. рублей.
Объем иных межбюджетных трансфертов предлагается увеличить в сальдированной сумме на 22 863,4 тыс. рублей, или на 8,4% до объема 296 036,9 тыс. рублей.
Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов по законопроекту предлагается увеличить в сальдированной сумме на 9 988,8 тыс. рублей, или на 0,8% до объема 1 267 993,1 тыс. рублей.
Законопроектом предлагается сократить ассигнования на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами педиатрами-участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей педиатров-участковых и медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) на 399,3 тыс. рублей (на 0,2%). Уточненный объем финансирования составит 218 053,7 тыс. рублей.
4. Государственный долг и его обслуживание. Дефицит республиканского бюджета.
Законопроектом предусматривается установить предельный объем государственного долга Чувашской Республики на 2010 год в сумме 10 384 034,2 тыс. рублей, что на 142 278,4 тыс. рублей больше законодательно утвержденного (10 241 755,8 тыс. рублей). Предельный объем государственного долга Чувашской Республики на 2011 и 2012 годы предлагается соответственно утвердить в суммах 12 360 301,3 тыс. рублей (было утверждено 12 218 022,9 тыс. рублей) и 12 028 218,2 тыс. рублей (утверждено 11 885 939,8 тыс. рублей). Предельный объем государственного долга Чувашской Республики на 2010, 2011 и 2012 годы соответствует требованиям пункта 2 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации и не превышает общий годовой объем доходов республиканского бюджета Чувашской Республики на 2010, 2011 и 2012 годы без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
После внесения изменений верхний предел государственного внутреннего долга Чувашской Республики увеличится на 142 278,4 тыс. рублей, составив на 1 января 2011 года в размере 10 384 034,2 тыс. рублей, а на 1 января 2012 года - 11 242 452,6 тыс. рублей и на 1 января 2013 года - 9 122 280,0 тыс. рублей. Данное увеличение соответствует ограничениям, установленным пунктом 2 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Расходы на обслуживание государственного долга Чувашской Республики уменьшаются на 53 760,0 тыс. рублей до 374 257,2 тыс. рублей.
Увеличивается объем государственных внутренних заимствований в виде привлечения кредитов кредитных организаций в валюте Российской Федерации на 67 218,4 тыс. рублей до 2 256 654,2 тыс. рублей и бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 75 060,0 тыс. рублей до 1 257 860,0 тыс. рублей
Прогнозируемый размер дефицита республиканского бюджета Чувашской Республики на 2010 год суммовом выражении не меняется - составляет 3 679 856,5 тыс. рублей, а в процентном, увеличивается на 0,8% до 26,0%.
5. Предоставление государственных гарантий Чувашской Республики.
В связи с исполнением ОАО «Чувашавтодор» (ГУП Чувашской Республики «Чувашавтодор» обязательств по Кредитному договору от 18 июня 2007 года, заключенному с Международной финансовой корпорацией в целях реализации Указа Президента Чувашской Республики от 21.08.2006 №68 «О мерах по ускоренному завершению строительства сети автомобильных дорог Чувашской Республики», данный принципал исключен из Программы государственных гарантий Чувашской Республики в валюте Российской Федерации на 2010 год» (приложение 23 в Закону о бюджете), с уменьшением общего объема государственных гарантий Чувашской Республики на 157 304,3 тыс. рублей до 215 563,0 тыс. рублей.
Выводы:
Контрольно-счетная палата Государственного Совета Чувашской Республики считает, что данный законопроект может быть рассмотрен Государственным Советом Чувашской Республики и принят в установленном порядке.
Председатель Ю.Л. Лаврентьев
30.11.2010