Утверждаю
Председатель
Контрольно-счетной палаты
Государственного Совета
Чувашской Республики
Ю.Л. Лаврентьев
3 декабря 2010 года
Отчет
о результатах проверки выполнения функций главного администратора доходов республиканского бюджета Чувашской Республики Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики
Основание для проведения проверки: пункт 1.3.21. плана работы Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики, утвержденного постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 17.11.2009 №520, удостоверение от 23.08.2010 №22, выданное председателем Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики.
Цель проверки: полнота выполнения Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - Министерство, главный администратор) функций главного администратора доходов республиканского бюджета Чувашской Республики в части доходов, получаемых в виде платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, и доходов, получаемых в виде платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы.
Проверка проведена: аудитором Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики Спиридоновым В.К.
По результатам проверки составлен акт, по рассмотрении которого от Министерства замечаний не поступало.
Проверкой установлено
Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» Министерство включено в Перечень главных администраторов доходов республиканского бюджета Чувашской Республики по кодам бюджетной классификации «1 12 04021 02 0000 120 Плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений» и «1 12 04022 02 0000 120 Плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы».
В соответствии с пунктом 4 статьи 160.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации «бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, осуществляются в порядке, установленном высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации». Во исполнение данной законодательной нормы постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.12.2007 №367 был утвержден «Порядок осуществления бюджетных полномочий главными администраторами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся органами государственной власти Чувашской Республики, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями» (далее - Порядок).
Порядок устанавливает, что главный администратор доходов республиканского бюджета Чувашской Республики обладает следующими полномочиями:
- формирует перечень подведомственных ему администраторов;
- представляет сведения, необходимые для составления проектов бюджета;
- представляет сведения для составления и ведения кассового плана;
- формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета.
- в случае отсутствия подведомственных ему администраторов главный администратор исполняет полномочия администратора доходов бюджета, а именно:
осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (далее - УФК по Чувашской Республике) для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в УФК по Чувашской Республике.
Приказом Министерства от 22.12.2008 №569 «О закреплении полномочий администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» за Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики были установлены полномочия администратора рассматриваемых доходов с 1 января 2009 года. При этом приказ Министерства от 30.01.2008 №35 «О передаче части полномочий по администрированию платы за использование лесов», которым отдельные полномочия были преданы лесничествам, не был отменен.
Приказом Министерства от 17.12.2009 №521 «О полномочиях администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2010 год» полномочия администратора доходов были приняты министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики. Кроме того, приказом министерства от 14.07.2009 №252 был утвержден «Административный регламент исполнения Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики государственной функции главного администратора (администратора) неналоговых доходов республиканского бюджета Чувашской Республики в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством» (далее - Регламент). Регламент устанавливает, что государственная функция исполняется Министерством и находящимися в его ведении лесничествами (пункты 1.1. и 1.2.).
Согласно Регламенту оформление и ведение карточек лицевых счетов плательщиков осуществляют ответственные сотрудники как Министерства, так и лесничеств (пункт 3.2.).
Процедуры администрирования утверждены приказом Министерства от 23.07.2008 №331 «Об утверждении Порядка информационного взаимодействия между структурными подразделениями и подведомственными учреждениями Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики по администрированию доходов бюджетной системы Российской Федерации».
Таким образом, одновременное действие во времени вышеуказанных приказов Министерства не согласуется с выполнением положений постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.12.2007 №367 «Об утверждении Порядка осуществления бюджетных полномочий главными администраторами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся органами государственной власти Чувашской Республики, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями».
В ходе проверки были рассмотрены следующие нормативные правовые акты, регулирующие исполнение рассматриваемых государственных функций:
Гражданский кодекс российской Федерации;
Бюджетный кодекс Российской Федерации;
Лесной кодекс Российской Федерации;
постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 №310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»;
постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 №324 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2010 №283 указанное постановление было признано утратившим силу;
Приказ Минсельхоза России от 12.02.2010 №48 «Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка»;
постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 №406 «О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 №339 указанное постановление было признано утратившим силу;
Приказ Минсельхоза России от 08.02.2010 №33 «Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и примерной формы договора купли-продажи лесных насаждений»;
Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 21.09.2007 №409 «О проведении защиты расходов на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений на 2008 год и плановый период до 2010 года и утверждении плановых показателей поступления в бюджетную систему Российской Федерации платы за использование лесов в 2008-2010 годах»;
постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 №837 «Об утверждении Правил расходования и учета средств, представляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в области лесных отношений»;
Указ Президента Чувашской Республики от 08.06.2009 №30 «О Лесном плане Чувашской Республики».
Согласно Лесному плану Чувашской Республики имеет место следующее распределение общей площади лесов Чувашской Республики по ведомственной подчиненности.
Ведомственная подчиненность |
Площадь |
тыс. га. |
% |
по состоянию на 1 января 2003 г. |
Министерство природных ресурсов Российской Федерации |
562,0 |
88,7 |
Федеральное государственное учреждение "Чувашское управление сельскими лесами" Министерства сельского хозяйства Российской Федерации ("Чувашсельлес") |
34,5 |
5,8 |
Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды |
33,8 |
5,3 |
Органы исполнительной власти Чувашской Республики (городские леса) и прочие |
1,4 |
0,2 |
Итого |
633,7 |
100 |
по состоянию на 1 января 2008 г. |
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики |
597,6 |
94,5 |
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) |
33,8 |
5,3 |
Органы исполнительной власти Чувашской Республики (городские леса) и прочие |
1,4 |
0,2 |
Итого |
632,8 |
100 |
В представленной таблице обращает на себя внимание как арифметическая ошибка (опечатка) в строке «Итого 633,7», где должно быть «Итого 631,7», так и неопределенность термина «ведомственная подчиненность площади лесов Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики». Действующее законодательство позволяет говорить о землях лесного фонда, являющихся собственностью Российской Федерации, в отношении которых отдельные полномочия (статья 83 Лесного кодекса Российской Федерации) переданы Чувашской Республике, но никак о землях площадью 597,6 тыс. га, подведомственных Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.
Доходы, получаемых в виде платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений.
Рассматриваемые доходы регулируют следующие законодательные и нормативные акты:
законы о республиканском бюджете Чувашской Республики на соответствующие годы;
постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 №406 «О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (до отмены в 2010 году);
Приказ Минсельхоза России от 08.02.2010 №33 «Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и примерной формы договора купли-продажи лесных насаждений»;
Лесной кодекс Российской Федерации. При этом изменениями, внесенными в Лесной кодекс Российской Федерации федеральным законом от 14.03.2009 №32-ФЗ, была отменена заготовка древесины через процедуру предоставления лесных участков по договорам купли-продажи лесных насаждений и осталась процедура заготовки древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Динамика поступлений в республиканский бюджет Чувашской Республики данных доходов по годам представлена в следующей таблице.
(рублей)
Код дохода |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. (на 1 октября) |
1 12 04021 02 0000 120 |
18 072 776,33 |
38 592,44 |
-7,00 |
По итогам 2009 года в доходы республиканского бюджета Чувашской Республики поступили платежи по договорам купли-продажи 2008 года на сумму 70 513,44 рубля, в том числе 69 590,44 рубля (январь 2009 года) от Алатырского (50 511,0 рублей), Ибресинского (5 742,65 рубля) и Канашского (13 336,79 рубля) лесничеств и 923,0 рубля (ноябрь 2009 года) по Шемуршинскому лесничеству. Одновременно, были произведены возвраты платежей на сумму 31 921,0 рубль, в том числе по Ибресинскому лесничеству был произведен возврат на сумму 31 005,0 рублей (апрель 2009 года) и по Шемуршинскому лесничеству - на сумму 916,0 рублей (декабрь 2009 года).
По состоянию на 1 января 2009 года задолженность лесопользователей по всем лесничествам перед республиканским бюджетом Чувашской Республики по данным платежам составляла 2 573 900,0 рублей, по состоянию на 1 января 2010 года - 2 517 700,0 рублей. Соответственно, по результатам претензионной работы в исполнительном производстве решений судов находились суммы 2 537 100,0 рублей и 2 531 400,0 рублей.
Встречной проверкой с выездом в ГУ «Ибресинское лесничество» (далее - Лесничество) было проверено выполнение последним переданных функций администратора доходов от платы за использование лесов.
Приказом Лесничества от 18.02.2008 №2-п ответственным по администрированию была назначена бухгалтер Иванова Татьяна Семеновна, а приказом от 01.03.2010 №24-п - инженер по лесопользованию Алексеева Ирина Витальевна. Вышеуказанные приказы принимались Лесничеством во исполнение приказа Министерства от 30.01.2008 №35 «О передаче части полномочий по администрированию платы за использование лесов».
Поверкой подтверждено поступление в январе 2009 года единственного платежа по договору купли-продажи лесных насаждений на сумму 5 742,65 рубля от плательщика Алякина (п/п от 28.01.2009 №4). Проверкой подтверждена обоснованность возврата на сумму 31 921,0 рубля, связанную с зачислением в федеральный бюджет платежей от ООО «Буинское лесопромышленное производственное предприятие «Нарат», совершенных по п/п от 06.10.2008 №№162 и 163 в республиканский бюджет Чувашской Республики.
Доходы, получаемые в виде платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы.
Рассматриваемые доходы регулируют следующие законодательные и нормативные акты:
- законы о республиканском бюджете Чувашской Республики на соответствующие годы;
- постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 №324 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (до отмены в 2010 году);
- приказ Минсельхоза России от 12.02.2010 №48 «Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка»;
- лесной кодекс Российской Федерации.
Динамика поступлений в республиканский бюджет Чувашской Республики данных доходов по годам представлена в следующей таблице.
(рублей)
Код дохода |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. (на 1 октября) |
1 12 04022 02 0000 120 |
8 263 154,9 |
4 160 367,67 |
364 101,16 |
По итогам 2009 года было проведено 8 аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков (196 лотов). Стартовая цена (минимальный размер арендной платы) всех выставленных лотов составила 2 064 900,0 рублей. Окончательный результат торгов составил 2 559 387,5 рубля. Соответственно, превышение над минимальным размером арендной платы, поступающее в доходы республиканского бюджета Чувашской Республики составило 494 487,5 рубля.
Из 196 лотов право аренды по 154 лотам было продано единственному участнику аукциона по стартовой цене, то есть без составляющей, которая поступала бы в доходы республиканского бюджета Чувашской Республики.
Из 32 лотов по состоявшимся аукционам торги по 9 лотам были завершены после первого шага в размере 5,0% стартовой цены.
По результатам встречной проверки с выездом в ГУ «Ибресинское лесничество» отмечено следующее.
По состоянию на 1 января 2009 года в Реестре учета арендаторов лесных участков Лесничества было зарегистрировано 20 договоров с суммарной площадью 19 321,82 га, в том числе: 16 договоров для ведения сельского хозяйства на площади 16,93 га; 2 договора для заготовки древесины на площади 19 301,0 га; 1 договор для целей рекреации на площади 0,81 га; 1 договор для целей разведки и добычи строительных песков на площади 0,38 га.
По состоянию на 1 января 2010 года в Реестре учета арендаторов лесных участков Лесничества было зарегистрировано 37 договоров с суммарной площадью 19 980,28 га, в том числе: 28 договоров для ведения сельского хозяйства на площади 69,29 га; 6 договоров для заготовки древесины на площади 19 907,0 га; 1 договор для целей рекреации на площади 0,81 га; 2 договора для целей разведки и добычи строительных песков на площади 3,18 га.
Из вышеуказанных договоров аренды по Лесничеству в республиканский бюджет Чувашской Республики поступали платежи по двум договорам, заключенным в 2008 году на заготовку древесины.
По итогам 2009 года по Лесничеству поступило в республиканский бюджет Чувашской Республики платежей на сумму 757 867,39 рубля. По одному из договоров (ИП Истратий З.Н.) за 2009 год было начислено и уплачено в республиканский бюджет Чувашской республики 14 017,39 рубля, по второму договору (ИП Стуриков О.Н.) было начислено за 2009 год 1 121 165,21 рубля, уплачено 503 850,0 рубля. С учетом переходящей задолженности по итогам 2008 года в сумме 743 850,0 рублей задолженность на 1 января 2010 года составила 1 361 165,21 рубля.
По состоянию на 1 января 2009 года задолженность арендаторов по всем лесничествам перед республиканским бюджетом Чувашской Республики по данным платежам составляла 1 379 300,0 рублей, по состоянию на 1 января 2010 года - 10 218 500,0 рублей. Соответственно, по результатам претензионной работы на 1 января 2010 года в судебном производстве находились иски на сумму 9 041 100,0 рублей.
Формирование проекта республиканского бюджета. Статьей «160.1. Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета» Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный администратор представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета.
Порядок осуществления бюджетных полномочий главными администраторами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся органами государственной власти Чувашской Республики, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, утвержденный постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.12.2007 №367 (вступило в силу с 1 января 2008 года), обязывает главного администратора в сроки, установленные нормативным правовым актом Кабинета Министров Чувашской Республики для формирования республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период, представлять в Министерство финансов Чувашской Республики прогноз поступлений администрируемых доходов на очередной финансовый год и плановый период в разрезе кодов доходов бюджетной классификации Российской Федерации с соответствующими расчетами и обоснованиями.
Формирование республиканского бюджета Чувашской Республики на 2009 год должно было осуществляться в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.03.2008 №64 «О порядке составления проектов республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период». Согласно пункту 9 утвержденного порядка главные администраторы доходов республиканского бюджета Чувашской Республики до 15 мая текущего финансового года разрабатывают и представляют в Министерство финансов Чувашской Республики прогноз (прогноз изменений) объемов поступлений в республиканский бюджет Чувашской Республики по соответствующим видам (подвидам) доходов республиканского бюджета Чувашской Республики.
Письмом Министерства от 20.05.2008 №10/19-1601, в соответствии с вышеуказанным Порядком, в Минфин Чувашии был представлен прогноз поступления доходов на 2009 год по коду «1 12 04021 02 0000 120 Плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений» в объеме 14 400 000,0 рублей и по коду «1 12 04022 02 0000 120 Плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы» в объеме 1 300 000,0 рублей. Бюджетные назначения на 2009 год первоначально были установлены соответственно в объемах 16 658 200,0 рублей и 1 300 000,0 рублей. При этом письмом Министерства в адрес Минфина Чувашии от 03.12.2008 №10/19-3593 предложения по формированию кассового плана республиканского бюджета Чувашской Республики на 2009 год предполагали объемы соответственно 2 229 500,0 рублей и 5 242 000,0 рублей.
Письмом Министерства от 10.06.2009 №9/22-1725 в адрес Минфина Чувашии последнее было уведомлено о том, что с учетом пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 14.03.2009 №32-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не ожидается поступлений доходов от платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений. При этом поступления по коду «1 12 04022 02 0000 120 Плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы» прогнозировались Министерством на 2009 год в объеме 7 800 000,0 рублей.
Письмом Министерства от 10.09.2009 №9/22-2603 в адрес Минфина Чувашии было подтверждено планируемое поступление платежей за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы в объеме 7 800 000,0 рублей.
В ходе исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики доходы по коду «1 12 04022 02 0000 120 Плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы» по бюджетной росписи были измены один раз (по состоянию на 1 ноября 2009 года) и окончательный их плановый объем согласно бюджетной росписи составил 5 800 000,0 рублей. Доходы по коду «1 12 04021 02 0000 120 Плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений» по бюджетной росписи были измены один раз (по состоянию на 1 декабря 2009 года) и окончательный их плановый объем согласно бюджетной росписи составил 38 600,0 рублей.
Выводы
1. Нормативные документы Министерства в части администрирования доходов республиканского бюджета Чувашской Республики не соответствуют положениям постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.12.2007 №367 «Об утверждении Порядка осуществления бюджетных полномочий главными администраторами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся органами государственной власти Чувашской Республики, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями» и статьи 160.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2. Допущена значительная задолженность по уплате лесопользователями по договорам аренды лесных участков. По итогам 2009 года объем задолженности составил 10,2 млн. рублей, что более чем в два раза превысило фактическое поступление данных платежей в республиканский бюджет Чувашской Республики.
3. Положение статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации, обязывающей орган государственной власти, по решению которого проводился аукцион, заключать с единственным участником аукциона соответствующий договор по начальной цене предмета аукциона (начальному размеру арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины) дискредитирует сам термин «аукцион», формирует доходные поступления только в федеральный бюджет, не обеспечивает поступлений в региональные бюджеты. По итогам 2009 года из 196 лотов право аренды по 154 лотам было продано единственному участнику аукциона по стартовой цене, то есть без составляющей, которая поступала бы в доходы республиканского бюджета Чувашской Республики.
Предложения
1. Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской республики:
- привести нормативные акты в части администрирования доходов республиканского бюджета Чувашской Республики в соответствие с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.12.2007 №367 «Об утверждении Порядка осуществления бюджетных полномочий главными администраторами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся органами государственной власти Чувашской Республики, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями» и Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- активизировать работу по мобилизации в республиканский бюджет Чувашской Республики задолженности лесопользователей. По итогам 2009 года задолженность превысила фактические поступления более чем в два раза.
2. Направить данный материал в:
- Государственный Совет Чувашской Республики;
- Кабинет Министров Чувашской Республики;
- Чебоксарскую межрайонную природоохранную прокуратуру на предмет рассмотрения практики реализации статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации.
Аудитор В.К. Спиридонов