Утверждаю
Председатель
Контрольно-счетной палаты
Государственного Совета
Чувашской Республики
Ю.Л. Лаврентьев
30 декабря 2010 года
Отчет
о результатах проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных из республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию мероприятий республиканской целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 2005-2011 годы»
Основание для проведения проверки: план работы Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики на 2010 год (пункт 1.3.26).
Цель проверки: проверить полноту финансирования и целевое использование средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий в рамках республиканской целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 2005-2011 годы».
Предмет проверки: нормативные правовые и другие документы, подтверждающие выделение и использование средств республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию мероприятий республиканской целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 2005-2011 годы».
Объекты проверки: Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, ГУЗ «Республиканский наркологический диспансер» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, республиканское образовательное учреждение «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.
Срок проведения проверки: с 20 декабря по 29 декабря 2010 года.
Результаты контрольного мероприятия:
В целях создания условий для эффективного противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами, незаконному обороту их на территории Чувашской Республики, поэтапного сокращения распространения наркомании, связанной с ней преступности и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.01.2005 №15 утверждена республиканская целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 2005-2011 годы» (далее - Программа).
Для достижения поставленных целей необходимо было решение следующих задач:
- создание действенной системы профилактики потребления наркотических средств различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними;
- совершенствование антинаркотической пропаганды и формирование негативного общественного отношения к немедицинскому потреблению наркотических средств; выявление и пресечение каналов поступления наркотических средств в незаконный оборот;
- совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией;
- расширение межведомственного и межрегионального сотрудничества, внедрение передового опыта профилактики наркомании и пресечения незаконного оборота наркотиков;
- дальнейшее развитие правоохранительных органов и подразделений, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотических средств.
Государственным заказчиком Программы определено Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее - Минздравсоцразвития Чувашии).
Предусмотренные Программой мероприятия финансировались из федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики, а также из внебюджетных источников. Общий объем ассигнований на финансирование предусматривался в сумме 28,334 млн. рублей, из них: из федерального бюджета - 5,766 млн. рублей, из республиканского бюджета Чувашской Республики - 15,742 млн. рублей, из внебюджетных источников - 6,826 млн. рублей. В основном программные мероприятий реализовывались за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, предусмотренных на финансирование основной деятельности подведомственных учреждений - исполнителей Программы, без указания конкретного объема направляемых средств. Следует отметить, что в Программу не внесены соответствующие изменения как в части объемов финансирования, так и в перечень Программных мероприятий. Так, согласно информации об исполнении Программы за весь период ее действия, представленной государственным заказчиком Программы - Минздравсоцразвития Чувашии в адрес Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики, фактический объем финансирования Программы составил в сумме 33,74 млн. рублей (119,1% от программных показателей - 28,334 млн. рублей), в том числе из федерального бюджета - 12,370 млн. рублей (214,5% от программных показателей - 5,766 млн. рублей), из республиканского бюджета Чувашской Республики - 14,334 млн. рублей (91,1% от программных показателей - 15,742 млн. рублей), из внебюджетных источников - 7,036 млн. рублей (103,1% от программных мероприятий - 6,826 млн. рублей). Из информации следует, что в объемах финансирования, выделенных из федерального бюджета по данной Программе отражены поступления из федерального бюджета, выделяемые Чувашской Республике на проведение различных всероссийских спортивных соревнований в сумме 12,032 млн. рублей. Получателем этих средств являлось Министерство по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики.
Интегральная оценка результативности Программы составила 72,9 балла, что соответствует высшей оценке.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2007 №838 «О порядке предоставления в 2008 - 2009 годах за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на материально-техническое обеспечение центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками», приказом Минобрнауки России от 26.12.2007 №382 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.2007 №838», приказом Федерального агентства по образованию от 17.03.2008 №201 «О реализации проектов, выполняемых в 2008 году в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы», соглашением между Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики и Федеральным агентством по образованию от 16.06.2008 №423 «О предоставлении бюджету Чувашской Республики субсидии на материально-техническое обеспечение центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками» Чувашской Республике на 2008 год выделены субсидии на материально-техническое обеспечение центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками, в сумме 5,0 млн. рублей.
Указанная сумма в Законе Чувашской Республики от 05.10.2007 №55 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» на 2008 год отражена по разделу 07 «Образование» подразделу 09 «Другие вопросы в области образования» целевой статье 1002500 «Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» виду расходов 022 «Мероприятия в сфере образования».
Кассовые расходы за 2008 год на вышеуказанные мероприятия составили 3,068 млн. рублей.
Законом Чувашской Республики от 07.10.2008 №49 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» на 2009 год по разделу 07 «Образование» подразделу 09 «Другие вопросы в области образования» целевой статье 1002500 «Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» виду расходов 022 «Мероприятия в сфере образования» утверждено финансирование в сумме 1,932 млн. рублей (сумма неиспользованных средств за 2008 год). Кассовые расходы на вышеуказанные мероприятия за 2009 год составили 1,932 млн. рублей.
В ходе встречной проверки проведенной в республиканском образовательном учреждении «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики установлено, что полученные денежные средства в сумме 5,0 млн. рублей израсходованы на приобретение оборудования, и средства использованы в полном объеме.
Однако Программой проведение мероприятий по материально-техническому обеспечению центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками, не предусматривалось и на объем финансирования фактически полученного из федерального бюджета Программа не скорректирована.
В соответствии с пунктом 2.24 Программы предусматривалась организация летнего ориентированного оздоровительного отдыха для детей и подростков из групп риска наркотизации, а также состоящих на учете в органах внутренних дел за счет средств федерального бюджета на 2005-2006 годы в сумме 5,191 млн. рублей. Однако финансирование субъектов Российской Федерации на проведение данного мероприятия аналогичной федеральной целевой программой изначально не предусматривалось, и поэтому не было основания при утверждении Программы Чувашской Республики планировать поступления средств из федерального бюджета.
В представленных сведениях об исполнении Программы отражено финансирование мероприятия по организации временной занятости подростков и несовершеннолетних граждан в 2005-2006 годах в сумме 14,899 млн. рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета - 11,178 млн. рублей, местного бюджета - 0,453 млн. рублей и привлеченных средств работодателей - 3,269 млн. рублей). Однако, мероприятиями Программы это направление не предусматривалось и финансирование его не утверждалось.
Исполнение программных мероприятий за период 2005-2009 годы выглядит следующим образом.
Программой предусматривалось проведения комплексных социологических исследований для оценки масштабов немедицинского потребления наркотических средств и социально-экономических потерь от распространения наркомании. За период с 2005 года по 2009 год проведено анонимное анкетирование среди учащихся средних образовательных школ, гимназий, средних профессионально-технических училищ и лицеев Чувашской Республики, в которых приняло участие более 3 235 человек. Потребителей наркотических средств среди респондентов не выявлено.
В рамках внутриведомственного взаимодействия ежемесячно мониторируется информация о числе лиц, доставленных по линии скорой медицинской помощи в Республиканский центр лечения острых отравлений (далее по тексту – РЦЛОО) на базе МУЗ «Городская больница скорой медицинской помощи», о числе смертей от острых отравлений наркотическими веществами. По итогам 11 месяцев 2005 года зарегистрировано 15 смертельных случаев от передозировки алкалоидами опия, а за 2009 год - 3 смерти от отравления наркотиками.
За 11 месяцев 2007 года в условиях РЦЛОО 16 пациентам оказана помощь в связи с подозрением на передозировку наркотиков. За 2007 год в республике зарегистрировано 12 смертей от отравлений наркотиками, 253 подозрений на передозировку наркотическими и психотропными веществами. За 11 месяцев 2008 года зарегистрировано 17 смертей от отравлений наркотиками, 6 смертей от отравления психотропными веществами, 122 подозрения на передозировку наркотическими и психотропными веществами.
Все полученные данные заносятся в единый реестр потребителей наркотических средств, позволяющий проводить многофакторный анализ причин, способствующих потреблению психоактивных веществ (далее по тексту - ПАВ). По состоянию на 1 декабря 2007 года в указанный реестр внесено 2000 человек, по состоянию на 1 января 2010 года в данном реестре находится информация на 2 384 человека, или увеличилось на 384 человека.
В рамках программных мероприятий за отчетный период созданы и организована работа десяти центров психолого-педагогической помощи детям, подросткам в Аликовском, Ибресинском, Козловском, Красночетайском, Чебоксарском, Шемуршинском, Шумерлинском, Яльчикском, Янтиковском районах и в г. Шумерля.
Обеспечено участие врачей-наркологов в медицинском освидетельствовании граждан, подлежащих призыву на военную службу при всех военных комиссариатах республики, в результате чего за период с 2005 по 2009 годы выявлены 11 граждан с различной степенью наркотической зависимости.
В рамках поставленных задач организовано проведение экспресс-диагностики разового и эпизодического употребления наркотических средств и психотропных веществ гражданами, подлежащими призыву на военную службу с помощью аппаратно-программного комплекса «ИМЕДИС-ТЕСТ», а также иммунохромотографических тест-полосок.
Проведен мониторинг эффективности системы первичной профилактики на каждом этапе ее становления и функционирования, в котором приняло участие 13 районов и городов Чувашской Республики, с охватом 8840 учащихся (Алатырский район - 1559, Аликовский район - 872, Вурнарский район - 1015, Красноармейский район - 760, Красночетайский район - 991, Марпосадский район - 322, Урмарский район - 166, Цивильский район - 904, Шемуршинский район - 769, Яльчикский район - 82, с. Комсомольское - 489, г. Канаш - 64, г. Новочебоксарск - 972).
По результатам мониторинга по итогам 2007 года первичная заболеваемость наркоманией увеличилась с 22,0 на 100 тыс. населения в 2006 году до 37,0 в 2007 году. Данные показатели свидетельствуют о возросшей наркологической настороженности всех субъектов профилактики.
По итогам 11 месяцев 2008 года уменьшилась первичная заболеваемость наркоманией с 83 человек за 11 месяцев 2007 года до 71 человек. Число лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами, уменьшилось с 478 человек до 392 человек. Через медосвидетельствование на состояние наркотического опьянения по направлению сотрудников правоохранительных органов Чувашии выявлено 33 больных наркоманией и 372 злоупотребляющих наркотическими средствами. Преобладает возрастная группа 20-39 лет - 1 759 человек (82,3%). 83,6% не имеют определенного рода занятий, 10,7 % из числа рабочих, 2,5% - служащих, 1,3% - предприниматели. 2,3% (50 человек) среди потребителей наркотиков составляют учащиеся и студенты.
В январе 2009 года завершен мониторинг изучения отношения учащихся 7 и 10 классов общеобразовательных школ республики к болезням химической зависимости. Всего в анкетировании приняло участие 2 512 респондентов из городов и районов республики. В ходе проведенного исследования выяснилось, что основную информацию о вредном воздействии ПАВ учащиеся получают: от родителей - 10%, от педагогов - 51,0%, от медицинских работников - 32,0%. Наибольшей достоверностью для них является информация, полученная от педагогов - 40%, медицинских работников - 38,0% , родителей - 22,0%.
В учреждениях среднего профессионального образования дважды в год проводится выборочное анкетирование студентов всех курсов, в конце полугодия ведется анализ выполнения комплексного плана мероприятий по профилактике наркомании.
По инициативе образовательных учреждений, для реализации специфик ВУЗов, были проведены дополнительные мониторинги эффективности проводимой профилактической работы.
По итогам 2009 года первичная заболеваемость наркоманией увеличилась на 3,6% по сравнению с 2008 годом (с 5,5 на 100 тыс. населения до 5,7). Число лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами, уменьшилось на 5,6% (с 30,5 на 100 тыс. населения до 28,8). Указанные показатели свидетельствуют о некоторой стабилизации наркологической ситуации. Через медосвидетельствование на состояние наркотического опьянения по направлению сотрудников УФСКН России по Чувашской Республике выявлено 9 больных наркоманией и 260 злоупотребляющих наркотическими средствами. Молодые люди в возрасте 18-30 лет составляют 56,9% (1356 человек). 80,3% не имеют определенного рода занятий, 13,0% из числа рабочих, 2,2% служащих, 1,1% - предприниматели. 2,9% (68 человек) среди потребителей наркотиков составляют учащиеся и студенты. По данным ГУЗ «Республиканский наркологический диспансер» среди несовершеннолетних граждан Чувашской Республики за последние три года случаев заболеваемости наркоманией не зарегистрировано.
Ежегодно разрабатывались и направлялись для использования главам администраций городов и районов Чувашской Республики методические рекомендации по организации работы комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, типовое положение о комиссии, а также ежегодный обобщенный передовой опыт работы районных (городских) антинаркотических комиссий.
В рамках организации тематического усовершенствования врачей по раннему выявлению потребителей ПАВ на базе ГОУ «Институт усовершенствования врачей» проведены нижеперечисленные мероприятия:
- в программу повышения квалификации врачей общей практики, врачей терапевтов введен модуль «психиатрия-наркология», за период 2005- 2009 годы обучено свыше 711 врачей;
- проведены совместные научные медицинские общества акушеров-гинекологов и наркологов республики по теме «Клинико-терапевтические характеристики состояний потребления ПАВ» и совместные заседания терапевтов, врачей общей практики и психиатров-наркологов республики по организации раннего выявления потребителей алкоголя и других ПАВ в первичном звене.
Врачами психиатрами-наркологами ГУЗ «Республиканский наркологический диспансер» (далее по тексту - ГУЗ «РНД») осуществлены выезды в районы и города республики с целью обучения врачей различных специальностей организации раннего выявления потребителей ПАВ, дифференциальной диагностике состояний опьянения. 5 психиатров-наркологов ГУЗ «РНД» прошли курсы повышения квалификации на базе ГОУ «Институт усовершенствования врачей».
В целях создания серии передач на русском и чувашском языках на государственных и коммерческих телеканалах и радиостанциях, публикаций в печатных средствах массовой информации республиканскими, районными и городскими газетами Чувашии за проверяемый период опубликовано более 2320 материалов по тематике противодействия распространению и незаконному обороту наркотических веществ.
Кроме того наркологической службой Чувашской Республики опубликовано 298 статей в республиканских печатных изданиях, подготовлено и проведено 72 теле- и 185 радиовыступлений. Регулярно пополняется информация на сайте Минздравсоцразвития Чувашии по профилактике наркомании, для сайта УФСКН разработана «Памятка для родителей».
Также на страницах газет публикуются материалы, рассказывающие о борьбе с распространением запрещенных препаратов, подготовленные сотрудниками УФСКН РФ по ЧР, МВД, инспекторами по делам несовершеннолетних, врачами, наркологами, психиатрами.
Тема проблем наркомании широко освещается в еженедельных передачах радио «Будьте здоровы», «Из сводок МВД» (совместный проект МВД Чувашии и ФГУП «ГТРК «Чувашия), «Здоровье», «Остров молодых», «Араскал», а также ежедневных выпусках «Столичный курьер» и программах новостей. Чувашским телевидением данная тема освещается в информационных выпусках новостей, еженедельных программах «Из сводок МВД». С 2006 года ежедневно в различных информационных блоках транслируется специальный 40-секундный ролик по проблемам наркомании, включающий в себя координаты службы «Телефон доверия». В ноябре 2009 года проведена Интернет-конференция «Организация реабилитации наркозависимых лиц на территории Приволжского округа».
Консультативно-методическим центром по профилактике наркомании и алкоголизма среди детей и подростков в Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеке за 2005 год проведено 413 индивидуальных консультаций. Всего услугами центра воспользовалось 5 412 человек. В кабинете консультативной помощи ежедневно проводятся консультации психолога библиотеки, один раз в неделю - врача-нарколога ГУЗ «Республиканский наркологический диспансер». Организовано психологическое тестирование, диагностика по профориентации, семейное консультирование, психологическая коррекция, беседы. Формируются электронные базы данных по теме «Наркомания». Разработана страничка «Наркостоп» на сайте ЧРДЮБ. В 2005 году центр посетили делегация представителей Ассоциации колледжей и университетов Канады, делегация из Нижегородской областной детско-юношеской библиотеки, журналист из «Российской газеты».
С начала 2006 года начал работать клуб общения для трудных подростков «Свободный разговор». Всего было проведено 40 занятий в клубе. В читальном зале были организованы книжно-иллюстративные выставки «Разумный человек - разумный выбор», «Формула здоровья». За отчетный период были подготовлены и выпущены: дайджест «Права детей», буклеты «Досуг детей и молодежи», «Свободный разговор». К Международному дню борьбы с наркоманией организовывались различные молодежные акции.
В целях пропаганды и формирование здорового образа жизни среди подростков и молодежи Минспортом Чувашии за 2005-2009 годы на территории республики совместно с республиканскими официальными федерациями и ассоциациями по различным видам спорта организовано и проведено 1700 официальных чемпионатов, первенств и Кубков с общим числом участников более 596 тысяч человек.
Также в республике ежегодно проводится Республиканская спартакиада общественных объединений физкультурно-спортивной направленности. В соревнованиях принимают участие команды спортивных клубов и молодежных организаций из городов и районов республики.
В рамках ежегодно проводимых республиканских акций «Молодежь за здоровый образ жизни» во всех школах республики традиционно проводятся спортивно-массовые, просветительские, культурно-оздоровительные мероприятия с участием педагогов, родителей и всех возрастных групп учащихся (ежегодно более 3000 мероприятий). Также проведены республиканские конкурсы и соревнования: агитационных и сценических программ «Здоровому все здорово», молодежной хип-хоп культуры и граффити «Реальное творчество-свобода от зависимости»; межрегиональный турнир по Кекусинкай (кумитэ) имени летчика-космонавта А.Г. Николаева; турнир по зимнему мини-футболу «Спорт против наркотиков» и другие мероприятия в которых приняло участие свыше 1800 человек.
Также активно проводились мероприятия по обобщению и внедрению в практическую работу отечественного и зарубежного опыта организации профилактики потребления ПАВ молодежью с асоциальными установками. Республика являлась пилотным регионом по реализации Канадского проекта «Молодежь зоны риска в Российской Федерации», и проекта ЕС «Развитие системы развития социальных услуг для наименее защищенных групп населения». Наркологической службой проводилось изучение и внедрение положительного опыта по организации антинаркотической пропаганды, рекомендованного Научным Национальным Центром наркологии Минздравсоцразвития Российской Федерации.
В проверяемом периоде реализовывались международные программы проекта ХОУП «Профилактика ВИЧ/СПИД в учреждениях начального и среднего профессионального образования в регионах Российской Федерации» - «Полезная практика – реальные альтернативы»; Глобального Фонда «Развитие стратегии лечения населения Российской Федерации, уязвимого к ВИЧ/СПИД»; программы: «Российско-американская волонтерская инициатива», координируемая Международным советом по научным исследованиям и обменам (АЙРЕКС, IREX)–программа «Ключи жизни» и программа проекта ХОУП - «Полезная практика: реальные альтернативы».
В практическую деятельность наркологической службы внедрено использование пролонгированного блокатора опиатных рецепторов «Продетексон» при лечении больных с наркотической зависимостью.
В целях создания условий для приобщения несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет к труду и получения ими профессиональных навыков, профилактики детской безнадзорности и преступности среди подростков центрами занятости населения создавались подростковые трудовые бригады на период летних каникул. За июнь-август 2005-2006 годов было создано 402 подростковые трудовые бригады, где было занято более 7 тыс. несовершеннолетних граждан. Во всех муниципалитетах создан банк данных летнего местонахождения несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних с ежемесячным распределением подростков по лагерям, трудовым бригадам и др. Как уже указывалось выше, данное направление Программой не предусматривалось.
В рамках задач, обозначенных Программой, все наркологические учреждения и кабинеты республики обеспечены мультитест-системами для экспресс-анализа наличия наркотических средств в организме человека. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития Чувашии от 20.09.2005 №8 «О повышении качества медицинского освидетельствования на состояние опьянения в ЦРБ» во всех центральных районных больницах республики организовано обучение врачей проведению медицинского освидетельствования. Всего охвачено 410 человек.
На приобретение мультитест-систем в 2007-2009 годах выделено из республиканского бюджета Чувашской Республики и из внебюджетных средств свыше 0,495 млн. рублей.
В работу наркологической службы Чувашской Республики внедрены программы реабилитации больных наркоманией в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.10.2003 №500 «Об утверждении протокола ведения больных «Реабилитация больных наркоманией (Z 50.3)». В терапии наркотической зависимости применяются современные антидепрессанты (паксил, коаксил, флуоксетин), антагонисты опиатов (антаксон), приобретение которых за рассматриваемый период осуществлялось за счет внебюджетных средств в сумме 0,953 млн. рублей и средств, выделенных из республиканского бюджета в сумме 0,060 млн. рублей.
На базе ведущих клиник и институтов Российской Федерации, а также институтов усовершенствования врачей осуществлялась подготовка и переподготовки специалистов в области лечения и реабилитации больных наркоманией. Проведено обучение свыше 67 медицинских работников. Также на базе ГОУ «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии прошли соответствующее профильное обучение свыше 12 специалистов.
В целях внедрения скрининг-методов лабораторной диагностики злоупотребления ПАВ и оснащение лабораторных отделений лечебно-профилактических учреждений республики для клинико-диагностической лаборатории ГУЗ «РКД» Минздравсоцразвития Чувашии приобретено оборудование на сумму 0,157 млн. рублей.
Военным комиссариатом Чувашской Республики совместно с Минздравсоцразвития Чувашии разработаны методические рекомендации по выявлению подростков, склонных к употреблению наркотиков, которые доведены до военных комиссариатов районов и городов республики.
В целях обеспечения контроля за производством и распространением наркотических средств в период действия Программы УФСКН России по Чувашской Республике проведено 195 проверок объектов легального оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Проведенными проверками выявлено 325 преступлений, вынесено 71 предписание на устранение выявленных нарушений.
В УФСКН России по Чувашской Республике действует межведомственный автоматизированный банк данных о лицах, причастных к незаконному обороту наркотических средств. В экспертно-криминалистическом отделе Управления налажено автоматизированное введение образцов печатей и подписей лечащих врачей, выписывающих рецепты. Пополняется база данных поддельных рецептов на получение наркотических и сильнодействующих лекарственных средств, образцов почерков лиц, занимающихся подделкой рецептов.
УФСКН России по Чувашской Республике на постоянной основе проводилась работа по выявлению и пресечению незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в развлекательных учреждениях и местах проведения массового досуга населения республики. С администрациями досуговых заведений заключены четырех сторонние соглашения о сотрудничестве. В ходе проведенных оперативно-розыскных и рейдовых мероприятий возбуждено 26 уголовных дела, по которым выявлено 58 преступлений, связанных со сбытом наркотических средств, выявлено 75 административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.9 и 20.20 КоАП РФ. МВД по Чувашии также проводились мероприятия по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в местах досуга населения (клубах, ресторанах, развлекательных комплексах). В рамках ежегодно проводимых оперативно-профилактических операций («Наркоман», «Подросток», «Салон», «Бахус», «Ночной город») организуются мероприятия, направленные на выявление подростков, склонных к правонарушениям, уклоняющихся от учебного процесса, ведущих безнадзорный образ жизни, а также на предупреждение и раскрытие совершаемых ими преступлений, получение оперативной информации о лицах, ведущих антиобщественный образ жизни, выявление несовершеннолетних, склонных к потреблению наркотических средств и психотропных веществ, а также выявление взрослых лиц, вовлекающих подростков в совершение преступлений или иные антиобщественные действия.
С целью выявления иностранных граждан и лиц без гражданства, выходцев из наркопроизводящих стран, нелегально проживающих на территории республики, проводились целенаправленные рейды в местах концентрации данной категории лиц. Указанное направление деятельности отрабатывалось по нескольким направлениям: в рамках проведения оперативно-профилактических операций «Нелегал», «Рынок», «Розыск», проводились рейды и проверки паспортного режима лиц, прибывших из-за пределов Российской Федерации, велась работа по выявлению фактов незаконного пребывания иностранных граждан, лиц без гражданства, выходцев из стран СНГ и ближнего зарубежья, а также незаконного использования иностранной рабочей силы юридическими и физическими лицами. УФМС РФ по Чувашской Республике проведено 1 881 оперативно-профилактических мероприятий, в ходе которых за проживание без удостоверения личности гражданина или без регистрации к административной ответственности привлечено 18 206 граждан, за нарушение режима пребывания на территории РФ - 2 023 иностранных граждан. За пределы России выдворено 210 иностранных граждан, в том числе 94 - в принудительном порядке.
Проверка целевого и эффективного использования средств, выделенных из республиканского бюджета Чувашской Республики государственному учреждению здравоохранения «Республиканский наркологический диспансер» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее - наркологический диспансер) за период 2005-2009 годы.
В ходе выполнения программных мероприятий установлено, что законодательное утверждение финансирования расходов на выполнение мероприятий началось с 2007 года. Реализация мероприятий за период с 2005 года по 2006 год осуществлялась за счет средств, выделенных на текущее содержание наркологического диспансера.
На выполнение мероприятий Программы по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» республиканскими бюджетами на 2007, 2008 и 2009 годы за счет средств республиканского бюджета утверждено финансирование в общей сумме 4 039,5 тыс. рублей. Согласно утвержденным отчетам об исполнении республиканских бюджетов за 2007, 2008 и 2009 годы кассовые расходы составили также 4 039,5 тыс. рублей, или исполнены на 100,0%. Исполнение всех утвержденных Программных мероприятий за 2005-2006 годы предусматривалось за счет средств, выделенных на финансирование основной деятельности, без указания конкретного объема финансирования.
Наркологическому диспансеру, в объемах утвержденного финансирования на 2007, 2008 и 2009 годы министром здравоохранения и социального развития Чувашской Республики утверждались сметы доходов и расходов.
Бюджетными сметами наркологического диспансера на 2007-2009 годы предусматривались расходы республиканского бюджета и на другие мероприятия, предусмотренные Программой. За 2007-2009 годы наркологическим диспансером на выполнение мероприятий Программы израсходовано в общей сумме 4 242,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета - 4 039,5 тыс. рублей и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности - 203,0 тыс. рублей.
Сведения о выполнении программных мероприятий наркологическим диспансером представлены ниже.
На переподготовку врачей психиатры-наркологи наркологического диспансера по циклу «Психиатрия-наркология» направлены бюджетные средства за период 2007-2008 годы в сумме 47,0 тыс. рублей, тогда как Программой предусматривалось 40,0 тыс. рублей.
Наркологическим диспансером для педагогических и медицинских работников, специалистов муниципальных органов управления, родителей по профилактике и раннему выявлению потребителей ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи за 2007-2008 годы израсходовано 50,0 тыс. рублей, в том числе за 2007 год - 40,0 тыс. рублей (программой предусматривалось 40,0 тыс. рублей). Исполнение пункта Программой за 2008 год предусматривалось за счет средств, выделенных на финансирование основной деятельности. В 2007 году изданы методические пособия «Тактика педагога при подозрении на употребление ПАВ учащимися» (200 штук) и «Выявление потребностей ПАВ в общественно-лечебной сети. Тактика врача-терапевта» (200 штук). В 2008 году подготовлены и изданы методические пособия в количестве 5000 штук.
Наркологическим диспансером для определения наличия наркотических и психотропных веществ в моче из предусмотренных за счет средств республиканского бюджета на 2007-2009 годы средств в сумме 335,0 тыс. рублей фактически израсходовано на приобретение тест-систем 348,8 тыс. рублей, в том числе в 2007 году - на 95,0 тыс. рублей, в 2008 году - на 193,8 тыс. рублей и в 2009 году - на 60,0 тыс. рублей. Кроме того, в 2009 году за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, приобретены тест-системы на сумму 200,0 тыс. рублей (Программой и сметой доходов и расходов от приносящей доход деятельности наркологического диспансера на 2009 год предусмотрены расходы в сумме 200,0 тыс. рублей).
С целью внедрения в практику современной концепции и организационно-методических моделей лечения, реабилитации и ресоциализации больных наркоманией на 2007-2008 годы предусмотрено финансирование в сумме 240,0 тыс. рублей. За указанный период наркологическим диспансером закуплены препараты пролонгированного действия (леривон, тиаприд, антаксон, нептрал, сибазон, тизерцин) на общую сумму 240,0 тыс. рублей (2007 год - 120,0 тыс. рублей, 2008 год - 120,0 тыс. рублей).
Для оснащения палаты интенсивной терапии за счет средств республиканского бюджета приобретены оборудование и мебель в общей сумме 111,8 тыс. рублей (Программой предусмотрено 100,0 тыс. рублей).
Химико-токсикологическая лаборатория наркологического диспансера для определения наличия ПАВ или метаболитов наркотических веществ в различных средах организма дооснащена медицинским оборудованием на сумму 1 724,5 тыс. рублей (2007 год - 425,5 тыс. рублей, 2008 год - 1 199,0 тыс. рублей, 2009 год - 100,0 тыс. рублей), при запланированном объеме финансирования Программой за 2005-2009 годы в сумме 1015,0 тыс. рублей; закуплена мебель на сумму 226,9 тыс. рублей (2007 год - 94,7 тыс. рублей, 2008 год - 102,2 тыс. рублей, 2009 год - 30,0 тыс. рублей), при плановых программных назначениях 150,0 тыс. рублей; из предусмотренного Программой объема финансирования на приобретение расходных материалов в сумме 600,0 тыс. рублей, кассовые расходы составили 466,2 тыс. рублей (2007 год - 160,0 тыс. рублей, 2008 год - 186,2 тыс. рублей, 2009 год - 120,0 тыс. рублей).
Текущий ремонт химико-токсикологической лаборатории диспансера, предусмотренный Программой за счет средств республиканского бюджета в общей сумме 115,0 тыс. рублей (2005 год - 50,0 тыс. рублей, 2008 год - 65,0 тыс. рублей) не проводился и сметами наркологического диспансера не предусматривался. На 2009 год сметой доходов и расходов от приносящей доход деятельности диспансера средства на текущий ремонт химико-токсикологической лаборатории в сумме 500,0 тыс. рублей также не были предусмотрены.
Всего за 2007-2009 годы на участие в региональных, межрегиональных научно-практических конференциях, ознакомительные выезды в регионы Российской Федерации по актуальным вопросам израсходовано 9,0 тыс. рублей, из них за счет средств республиканского бюджета - 6,0 тыс. рублей, за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности - 3,0 тыс. рублей (общее финансирование данного программного мероприятия предусматривалось в сумме 12,0 тыс. рублей).
На обеспечение подготовки и переподготовки специалистов в области лечения и реабилитации больных наркоманией на базе ведущих клиник и институтов РФ прошли обучение за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики 6 врачей. Всего на указанные цели наркологическим диспансером направлены средства республиканского бюджета Чувашской Республики в объеме 80,0 тыс. рублей. Программой предусматривалось финансирование за счет средств, предусмотренных на финансирование основной деятельности.
На внедрение скрининг-методов лабораторной диагностики злоупотребления ПАВ наркологическим диспансером за 2008- 2009 годы приобретено медицинское оборудование на общую сумму 738,3 тыс. рублей. Общий объем финансирования данного мероприятия Программы за 2005-2009 годы утвержден в сумме 1100,0 тыс. рублей.
Проверка выполнения индикатора ожидаемой эффективности реализации Программы за 2005-2009 годы.
Программой утверждены три индикатора ожидаемой эффективности Программы:
- доля больных наркоманией, обратившихся за помощью на ранних стадиях заболевания;
- доля выявленных тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств;
- смертность потребителей наркотических средств от передозировки.
Планомерная комплексная работа, проводимая в Чувашской Республике, позволила накопить технологический и методический опыт ее ведения по основным направлениям и достичь целевых индикаторов реализации Программы. Доля больных наркоманией, обратившихся за помощью на ранних стадиях заболевания, увеличилась с 12,6% в 2005 году до 13,2% в 2009 году; смертность потребителей наркотических средств от передозировки по итогам 2009 года составила 0,31 на 100 тыс. населения (до реализации Программы - 0,37 в 2003 году). В то же время не обеспечено выполнение индикатора - рост доли выявленных тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. Так, доля выявленных тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, по итогам 2009 года составила 55,3% (до реализации Программы - 56,4%).
Выводы:
1. В информации об исполнении Программы за весь период ее действия, представленной государственным заказчиком Программы - Минздравсоцразвития Чувашии в адрес Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики, фактический объем финансирования Программы из федерального бюджета составил 12,370 млн. рублей, тогда как Программой предусматривалось - 5,766 млн. рублей. В данных объемах финансирования, выделенных из федерального бюджета по данной Программе отражены поступления из федерального бюджета, выделяемые Чувашской Республике на проведение различных всероссийских спортивных соревнований в сумме 12,032 млн. рублей. Получателем этих средств являлось Министерство по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики. В то же время в соответствии с Программой данное Министерство является ответственным исполнителем в проведении различных спортивно-массовых мероприятий, направленных на пропаганду и формирование здорового образа жизни среди подростков и молодежи, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и внебюджетных источников. По мнению Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики отражение в Программе указанных поступления из федерального бюджета на проведение различных всероссийских спортивных соревнований в сумме 12,032 млн. рублей не корректно.
2. В Программу включено мероприятие по организации летнего ориентированного оздоровительного отдыха для детей и подростков из групп риска наркотизации, а также состоящих на учете в органах внутренних дел за счет средств федерального бюджета на 2005-2006 годы в сумме 5,191 млн. рублей (пункт 2.24), но оно не профинансировано, так как финансирование субъектов Российской Федерации на проведение данного мероприятия аналогичной федеральной целевой программой изначально не предусматривалось, и поэтому не было основания при утверждении Программы Чувашской Республики планировать поступления средств из федерального бюджета.
3. Программа не скорректирована на объем финансирования в сумме 5,0 млн. рублей, полученного из федерального бюджета в соответствии с соглашением между Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики и Федеральным агентством по образованию от 16.06.2008 №423 «О предоставлении бюджету Чувашской Республики субсидии на материально-техническое обеспечение центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками». Указанные средства направлены на материально-техническое обеспечение республиканского образовательного учреждения «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.
4. Не обеспечено выполнение индикатора - рост доли выявленных тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. Так, доля выявленных тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, по итогам 2009 года составила 55,3% (Программой предусмотрено до 56,4%).
Предложения:
Направить отчет о результатах проверки в Государственный Совет Чувашской Республики, Кабинет Министров Чувашской Республики.
Аудитор И.А. Иракина